Кафедра русского языка и методики его преподавания | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (993) 410-05-44

Кафедра русского языка и методики его преподавания

Основная информация

  • Заведующий: Рахимова Динара Ирековна, кандидат филологических наук, доцент
  • Телефон: (843) 206-52-30 (доб: 5530)
  • E-mail: kafrusyaz@kpfu.ru
  • Адрес: г. Казань, ул. Татарстан, д. 2 (уч. зд. № 33), каб. 320
  • Положение

О кафедре

Кафедра русского языка и методики его преподавания была организована 1 апреля 2019 г. Кафедра является преемницей языковых кафедр КГУ и КГПУ (ТГГПУ), на которых в разные годы работали известные ученые: Андрамонова Н.А., Балалыкина Э.А, Шакирова Л.З., Байрамова Л.К. и др. Преподаватели кафедры разрабатывают и ведут курсы по старославянскому языку, истории русского литературного языка, современному русскому языку, русскому языку и культуре речи, методике преподавания русского языка в школе и вузе.

Реализуемые образовательные программы

Бакалавриат

44.03.01 Педагогическое образование. Русский язык (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 4 года

Карьера: - Учителя русского языка на различных уровнях обучения как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья; - Сотрудники отдела международных связей образовательных учреждений; - Переводчики фирм и организаций разных форм собственности; - Сотрудники редакций, издательств и других организаций, связанных с анализом и обработкой международной информации

Подробнее

44.03.01 Педагогическое образование. Русский язык как иностранный

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 4 года

Карьера: - Учителя русского языка на различных уровнях обучения как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья; - Сотрудники отдела международных связей образовательных учреждений; - Переводчики фирм и организаций разных форм собственности; Сотрудники редакций, издательств.

Подробнее

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями обучения). Русский язык и иностранный (китайский) язык

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 5 лет

Карьера: Учителя русского и китайского языков на различных уровнях обучения как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья; - Сотрудники отдела международных связей образовательных учреждений; - Переводчики фирм и организаций разных форм собственности; - Сотрудники редакций, издательств; - Сотрудники туристических фирм, занимающихся международным туризмом и международной информационной деятельностью.

Подробнее

Магистратура

44.04.01 Педагогическое образование. Преподавание русского языка и литературы в средней и высшей школе (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Уровень: магистратура

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 2 года

Карьера: - Учителя русского языка и литературы на различных уровнях обучения как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья; - Сотрудники редакций, издательств и других организаций, связанных с анализом и обработкой международной информации; - Выпускники могут работать в организационно-управленческих структурах, в научно-образовательных и экспертно-аналитических центрах.

Подробнее

Программы дополнительного образования и повышения квалификации

О программе: Программа рассчитана на учителей русского языка и литературы высшей и первой квалификационных категорий. Объем часов - 72. Руководитель программы - Юсупова Зульфия Фирдинатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ

Подробнее

О программе: Заочная программа с применением дистанционных технологий рассчитана на выпускников и студентов высших учебных заведений. Трудоемкость программы - 500 ч., срок реализации - 6 месяцев. Руководитель программы - Ячина Надежда Петровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ

Подробнее

О программе: Программа реализуется совместно с кафедрой русской литературы и методики ее преподавания. Заочная программа с применением дистанционных технологий рассчитана на выпускников и студентов высших учебных заведений. Трудоемкость программы - 520 ч., срок реализации - 5 месяцев. Руководитель программы - Нагуманова Эльвира Фирдавилевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики ее преподавания.

Подробнее

О программе: Программа рассчитана на учителей русского языка и литературы высшей и первой квалификационных категорий. Объем часов - 72. Руководитель программы - Корнеева Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ

Подробнее

О программе: Программа рассчитана на учителей русского языка и литературы высшей и первой квалификационных категорий. Объем часов - 72. Руководитель программы - Давлатова Мансура Мансуровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ

Подробнее

О программе: Программа включает обучение навыкам чтения, письма, аудирования, говорения, изучение грамматики и лексики, а также тренировку произношения. Преимущества программы: интенсивность занятий, гибкое расписание, возможность изучить язык специальности. Количество часов регулируется в соответствии с уровнем слушателей.

Подробнее

О программе: Программа рассчитана на преподавателей вузов стран СНГ. Курсы практико ориентированы, большая часть занятий посвящены современным методам преподавания русского языка, в том числе как иностранного. Объем часов - 72.

Подробнее

Преподаватели кафедры обладают глубокими знаниями и широким кругом профессиональных компетенций

Направления научных исследований кафедры

Русский язык в диахронии и синхронии

Изучение деривационного процесса как одного из наиболее распространенных актов номинации в диахроническом аспекте, что позволяет выявить общие и отличительные черты в процессах словопроизводства на разных этапах развития языка, начиная с древнейшего периода и до наших дней; исторической семантики в плане эволюции содержательного потенциала слова, влияния смысловых изменений на процессы восприятия; вопросов этимологии для понимания практически современного слова и его внутренней формы.

Лингвокультурологические исследования национально-культурной специфики языка

Для успешной межкультурной коммуникации и взаимопонимания требуется знание не только языка межнационального общения, но и культуры, традиций, обычаев, менталитета контактирующих народов. При формировании языковой личности, способной к диалогу культур, особый упор делается прежде всего на осознании языка как феномена культуры, выявлении определяющей роли родного языка в жизни человека и консолидирующей роли русского языка, на котором осуществляется межкультурная коммуникация народов России.

Традиции и новации в теории и практике преподавания русского языка

Разработки в области методики преподавания русского языка на основе цифровых технологий, учета родного языка и менталитета обучающихся, повышения мотивации к обучению и научно-исследовательской деятельности; изучение траектории индивидуального языкового развития обучающихся разных категорий: студентов, школьников, учителей, абитуриентов.

Фотогалерея

Проекты и мероприятия кафедры

Региональная инновационная площадка

Повышение профессиональных компетенций, образовательное и научно-методическое сопровождения педагогических работников в трех направлениях: инновационные технологии профессиональной деятельности учителя в процессе взаимодействия с высокомотивированными и одарёнными школьниками; сетевая образовательная программа непрерывного филологического образования в Республике Татарстан; стратегии наставничества и менторства в образовательной и воспитательной деятельности учителя-словесника.

Региональная конференция студентов и школьников, посвященная Дню славянской письменности и культуры

Региональная конференция, проводимая в рамках Дней славянской письменности и культуры, способствует развитию научного интереса школьников и студентов к проблемам языка, изучению истории русского языка, культуры русского народа. Целью проекта является создание условий для эффективного обсуждения важных проблем развития русского языка, особенностей языка художественной литературы, отражения в языке теории и культуры народа.

Республиканская олимпиада школьников и студентов, посвященная первопечатнику Ивану Федорову

Цель проведения олимпиады: привлечение внимания школьников и студентов к русскому языку, к осознанию роли книги в развитии науки, техники, общественной мысли; в воспитании познавательного интереса к истории возникновения книгопечатания в России, его роли в становлении Российской государственности, обогащение духовно-нравственного опыта студентов и школьников, расширение лингвистического кругозора в процессе более глубокого постижения русского языка, российской истории и культуры.

Ежегодный молодежный научно-образовательный фестиваль, посвященный Дню русского языка

Фестиваль направлен на развитие у молодежи интереса к межкультурному и социальному взаимодействию; формирование интереса к изучению русского языка как государственного и как иностранного, популяризации русской культуры и русского языка. В рамках фестиваля проводятся такие мероприятия, как конкурс ораторского мастерства «Великое русское слово», конкурс научно-методических проектов, Толстовский диктант и др., в которых принимают участие школьники, студенты и учителя русского языка.

Ежегодная республиканская студенческая олимпиада по русскому языку

Цель олимпиады – повышение познавательного интереса молодежи к изучению русского языка через выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора, умения творчески, нестандартно мыслить, демонстрация практической значимости изучения русского языка для успешности в различных предметных областях

Конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященных традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ

Целевая аудитория Конкурса – студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые, которые подают свои научные работы на конкурс в следующих номинациях: «Методика преподавания русского языка»; «Речевые коммуникации»; «Когнитивная лингвистика и лингвокультурология»; «История русского языка и литературы»; «Активные процессы в современном русском языке и прикладная лингвистика». Конкурс проводится заочно.