Основная информация
- Заведующий: Афанасьев Антон Сергеевич, доктор филологических наук, доцент
- Телефон: (843) 206-52-30 (доб: 5529)
- E-mail: kafruslit@kpfu.ru
- Адрес: г. Казань, ул. Татарстан, 2, каб. 318
- Положение
О кафедре
Кафедра русской литературы и методики её преподавания имеет давнюю историю, уходящую своими корнями в год основания Казанского Императорского университета (1804), когда среди шести кафедр отделения словесных наук была создана кафедра красноречия, стихотворства и языка российского. В настоящее время образовательная, научная и воспитательная деятельность кафедры направлена на развитие в студентах основных коммуникативных и эстетических компетенций.
Реализуемые образовательные программы
Бакалавриат
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и литература (очная)
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 5 лет
Карьера: Учителя русского языка и литературы на различных уровнях обучения как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья; научные сотрудники научно-исследовательских институтов; сотрудники редакций, издательств и других организаций, связанных с анализом и обработкой информации. Академическая карьера Выпускник может продолжить обучение в магистратуре по специальности: - 44.04.01 Педагогическое образование: преподавание русского языка и литературы в средней и высшей школе (срок обучения 2 года, очная форма обучения) - 45.04.01 Филология. Литературное мастерство (с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий) (срок обучения 2 года 6 месяцев, заочная форма обучения)
Подробнее44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и литература (заочная)
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: заочная
Cрок обучения: 6 лет
Карьера: Учителя русского языка и литературы на различных уровнях обучения как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья; Научные сотрудники НИИ; Сотрудники редакций, издательств и других организаций, связанных с анализом и обработкой информации. Академическая карьера Выпускник может продолжить обучение в магистратуре по специальности: - 44.04.01 Педагогическое образование: преподавание русского языка и литературы в средней и высшей школе (срок обучения 2 года, очная форма обучения); - 45.04.01 Филология. Литературное мастерство (с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий) (срок обучения 2 года 6 месяцев, заочная форма обучения).
ПодробнееМагистратура
45.04.01 Филология. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Уровень: магистратура
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 2 года
Карьера: После успешного завершения обучения в магистратуре полученные знания и навыки позволят выпускникам совершать научные исследования в области филологии и смежных дисциплинах, участвовать в международных научных проектах. В целом же выпускники должны стать специалистами широкого профиля, хорошо знающими русский язык, ориентирующимися в русской литературе и культуре, способными работать в учреждениях образования, науки, культуры своей страны, продвигать русский язык и культуру за рубежом. Места трудоустройства выпускников: - центры языковой подготовки и тестирования; - культурные центры; - научно-исследовательские лаборатории; - средства массовой информации; - рекламно-информационные и маркетинговые компании. Академическая карьера Выпускник может продолжить обучение в аспирантуре по специальностям: 5.9.1 – Русская литература и литература народов РФ; 5.9.3 – Теория литературы
Подробнее45.04.01 Филология. Литературное мастерство (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Уровень: магистратура
Форма обучения: заочная
Cрок обучения: 2 года 6 месяцев
Карьера: После успешного обучения в магистратуре полученные знания и навыки позволят выпускникам стать профессиональными писателями, переводчиками, литературными критики, а также работать на различных должностях в издательствах, средствах массовой информации, рекламных компаниях. В целом же выпускники должны стать специалистами широкого профиля, хорошо знающими принципы создания художественных, публицистических, официальных текстов, ориентирующимися в русской литературе и культуре, способными работать с любыми видами информации. Места трудоустройства выпускников: - издательские дома (публикация книг и сборников); - литературно-критические журналы; - издательства разного профиля; - редакции СМИ; - научно-исследовательские лаборатории; - интернет-медиа; - рекламно-информационные и маркетинговые компании. Академическая карьера Выпускник может продолжить обучение в аспирантуре по специальностям: 5.9.1 – Русская литература и литература народов РФ; 5.9.3 – Теория литературы.
ПодробнееПрограммы дополнительного образования и повышения квалификации
Преподавание русского языка и литературы в образовательных организациях совместно с кафедрой русского языка и методики его преподавания)
О программе: Данная программа разработана для лиц с высшим и средним специальным образованием, содержит психолого-педагогический блок дисциплин. Содержание программы предусматривает изучение русского языка и литературы, методики преподавания русского языка и литературы в соответствии с ФГОС, мониторинга образовательных и личностных достижений, обучающихся в соответствии с планируемыми результатами образования, типологии и структуры современного урока по ФГОС, теории и методики внеурочной деятельности.
ПодробнееЛитература: теория и методика преподавания в образовательной организации
О программе: Цель программы - сформировать у слушателей профессиональные компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности в следующих областях «Основное общее образование», «Среднее общее образование» по профилю подготовки «Литература» для приобретения квалификации «Учитель литературы».
ПодробнееЛитературное редактирование и корректура текста
О программе: Цель программы – развитие и формирование у слушателей общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области литературного редактирования и корректуры текста; получение специальных знаний и формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для работы в современных издательствах и медиа.
ПодробнееИнтеграция современной русской литературы в практику школьного преподавания в условиях реализации ФГОС ООО
О программе: Целью реализации программы является совершенствование компетенции, необходимой для профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы в области методики анализа и интерпретации современных художественных произведений на уроках литературы, повышение уровня теоретических знаний и практического овладения инновационными подходами в преподавании литературы.
ПодробнееПодготовка к ЕГЭ по литературе
О программе: Курс «Подготовка к ЕГЭ по литературе» представляет собой проведение занятий в режиме реального времени с применением дистанционных технологий. Ученики могут задавать вопросы во время занятия и получать ответы от куратора курса. Занятия ведёт преподаватель с многолетним опытом подготовки к экзамену.
ПодробнееПреподаватели кафедры обладают глубокими знаниями и широким кругом профессиональных компетенций
Направления научных исследований кафедры
Толстоведение
Данное научное направление включает в себя 3 основных темы. Проект «Татарские переводы сочинений Льва Толстого» заполняет лакуну, связанную с изучением переводов произведений писателя на татарский язык. В рамках темы «Лев Толстой в казанских книжно-печатных и журнально-газетных изданиях», систематизируется пласт материалов, связанных с рецепцией жизни и творчества писателя в казанских изданиях. Проблеме литературной репутации писателя посвящен проект «Рецепция творчества Л.Н. Толстого».
Цифровая гуманитаристика
В ходе разработки данного направления сотрудниками кафедры извлекаются данные о писателях и произведениях и обрабатывается статистика запросов с использованием поисковых систем. Уже проведен сбор и анализ выдачи поисковых систем и контента по личности и творчеству Г.П. Каменева и Н.А. Асеева. Проведено исследование применения технологий Data mining и методов многопараметрического анализа текстовых массивов к задаче классификации типа полученного информационного массива.
Сопоставительная поэтика как метод исследования межлитературных диалогов
Данная тема представляет собой наиболее востребованную область компаративистики, так как в ней затрагиваются вопросы своеобразия художественных методов русских и татарских писателей, жанровой природы произведений, стилевых особенностей и закономерностей развития национальных литератур. Исследование поэтики национальных (в частности русской и татарской) литератур в сопоставительном аспекте позволяют углубить концепцию диалогических отношений как формы их бытия в современном поликультурном мире.
Детское чтение в филологическом, социологическом и психолого-педагогическом аспектах
Проведение исследований в рамках данной темы предполагает выполнение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на выявление особенностей художественных произведений русских и татарских писателей, адресованных детям, в том числе и литературных сказок с точки зрения проявления в них национально-культурного своеобразия и универсального, а также индивидуального авторского мировидения.
Литературная критика
Цель исследования – сформировать комплексное представление о русской литературной критике как насыщенном социально-культурном феномене с учетом максимально полного спектра проблемных аспектов. В ходе решения указанных задач получит уточнение и само понятие критики в соотнесении со смежными областями – литературоведением, философией искусства, теоретической эстетикой, культурологической публицистикой и т. п. В предлагаемой формулировке проблема ставится впервые.
Гендерный аспект изучения литературы
Актуальность данного научного направления мотивируется, с одной стороны, общими процессами, происходящими в гуманитаристике последних десятилетий, а с другой, характером развития современного литературного процесса, особенностью которого становится появление феномена гендерно-маркированной литературы. Гендерный аспект изучения литературы предполагает формирование особой методологии, базирующейся на концептуальных положениях постмодернистской философии и феминистской критики.
Формирование представлений о литературных традициях, диалоге литератур и культур у будущих учителей русской литературы в полилингвальной среде
Исследования направлены на изучение проблемы диалога культур и методики преподавания русской литературы в поликультурной среде в Республике Татарстан. В монографиях и статьях разработана методика преподавания русской литературы в контексте диалога русской и татарской культур в школе и вузе, которая основывается на изучении произведений русской и татарской литератур с применением сравнительно-сопоставительного анализа, выявления типологических схождений в диахроническом и синхроническом аспектах.
Фотогалерея
Проекты и мероприятия кафедры
Региональная инновационная площадка (совместно с кафедрой русского языка и методики ее преподавания)
Институт филологии и межкультурной коммуникации стал региональной инновационной площадкой для учителей русского языка и литературы по следующим темам: «Инновационные технологии профессиональной деятельности учителя в процессе взаимодействия с высокомотивированными и одарёнными школьниками», «Сетевая образовательная программа непрерывного филологического образования в Республике Татарстан», «Стратегии наставничества и менторства в образовательной и воспитательной деятельности учителя-словесника».
Телеграм-канал «Литературное мастерство»
Образовательно-просветительский канал поддержки магистерской программы «Литературное мастерство» Актуальная информация по вопросам приема, презентация руководства института, преподавателей и их курсов сочетается здесь с научно-просветительским контентом: постами о книжных новинках и классикой литературоведческой науки, забытыми именам писателей и т. д.
Студенческий научный кружок «Литература в контексте других видов искусств» (совместно с кафедрой зарубежной литературы)
Основная цель кружка – создание условий для развития научного потенциала и формирования исследовательских компетенций обучающихся в области изучения литературной культуры в контексте проблемы диалога искусств и вовлечение студентов в научно-исследовательскую, научно-образовательную и научно-просветительскую деятельность.
Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день») (совместно с кафедрой зарубежной литературы)
Цель конференции – филологическое, интеллектуальное, эстетическое развитие субъектов образования всех уровней (школьников, студентов, аспирантов) в области литературоведения, искусствознания, истории культуры, развития в условиях интеграции школьной и вузовской науки, оказания помощи (методической, организационной, психологической, моральной и др.) в самоутверждении, саморазвитии личности молодых ученых.
Международная научная конференция «Национальный миф в литературе и искусстве» (совместно с кафедрой зарубежной литературы)
Цель конференции – обсуждение разных граней концептуализации национального, взаимодействие национального дискурса с конфессиональным, идеологическим, историческим, колониальным / постколониальным дискурсами, рассмотрение проблемы Другого и проблемы границы. К обсуждению этого круга вопросов, помимо филологов, присоединились историки, культурологи, социологи, психологи. Конференция проводится один раз в два года.
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития русскоязычных литератур в контексте национальных литератур»
Цель конференции – изучение феномена русскоязычной литературы народов России и зарубежья, с целью выявления художественной специфики произведений, написанных на русском языке инонациональными авторами. Исследование произведений, находящихся на пограничье литературных и культурных традиций с привлечением возможностей проведения междисциплинарных исследований в области философии, теории и истории литературы, этнографии, культурологии представляется востребованным в современном социуме.
Международная конференция «Личность и творчество Л.Н. Толстого в контексте мировой культуры и литературы»
Конференция проводится в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы» (2024, 2026, 2028, 2030). Актуальность конференции связана с тем, что необходимо понять, какое влияние оказал Л. Толстой на русскую и мировую культуру и литературу, чем это влияние обусловлено.
Международная конференция «Г.Р. Державин и диалектика культур»
Конференция проводится в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы» (2024, 2026, 2028, 2030). Конференция была направлена на комплексное исследование литературной культуры России XVIII-го – первых десятилетий XXI вв.