Основная информация
- Руководитель лаборатории: Солнышкина Марина Ивановна, доктор филологических наук
- Телефон: 221-33-22, 221-33-09
- E-mail: mesoln@yandex.ru
- Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, 2, здание №33, аудитория №224
- Положение
О научно-исследовательской лаборатории
Лаборатория «Мультидисциплинарные исследования текста» объединяет специалистов разных сфер с одной общей миссией. Цель нашей лаборатории – разработать автоматизированную модель успешного чтения, которая даст возможность подобрать идеальный текст для любого читателя. Так, лингвисты, филологи, психологи, программисты и математики проводят исследования и разрабатывают новые инструменты для достижения главной цели. Работая вместе, каждый из сотрудников лаборатории погружается в новую для него сферу: специалисты по языкознанию открывают для себя IT, а эксперты по компьютерным дисциплинам погружаются в гуманитарную сферу, тем самым создается мультидисциплинарность, которая так важна в современном мире.
Направления научной деятельности
Платформа-агрегатор RuLingva
Платформа-агрегатор RuLingva предназначена для учителей, школьников и их родителей. RuLingva поможет пользователям оценить сложность текстов и проверить, соответствуют ли они уникальному уровню читательских навыков ребенка. С помощью RuLingva можно вовлечь школьника в процесс обучения, убедившись, что он понимает то, что читает, а сам школьник сможет отслеживать свой читательский рост. RuLingva реализует научный подход, который ставит читателя и текст на одну шкалу развития, что позволяет легко подобрать учебники для конкретного читателя, оценить его готовность к восприятию учебного материала. RuLingva поможет школьникам оценить свой словарный запас и читательский уровень, а учителям - подбирать учебники для различных категорий школьников.
RuLex
RuLex оценивает читабельность книги, указывая, какому классу она соответствуют. Например, если читабельность книги находится в пределах от 1.5 до 2.5, то она будет понятна и интересна второкласснику. А если 2.6- 3.5, то – ученику третьего класса и т.д. Словарный тест определит, сколько слов знает ребенок. Тест состоит из 12 уровней, и если школьник достиг 12 уровня, значит, он знает около 12000 слов, а если 7-го уровня, то – около 7000 слов. В современных российских учебниках второго класса почти 12000 разных слов. Правда, некоторые из них использованы всего один или два раза, и чтобы понимать тексты второго класса нужно знать не менее 8000 слов. Словарный тест поможет понять, сколько слов может быть в книге, чтобы ребенку она была понятна. Если словарный запас читателя меньше 8000 слов, лучше брать книги с читабельностью ниже 2, а если около 10000, то можно попробовать и книги с читабельностью 3.
Образовательная деятельность
В 2021 году открылось новая магистерская программа "Текстовая аналитика в образовании и науке". Данная программа напрямую связана с лабораторией «Мультидисциплинарные исследования текста», так как магистранты проходят практику в лаборатории и могут построить свою карьеру в НИЛ «Мультидисциплинарные исследования текста». Магистранты активно вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность, участвуют в научных конференциях, симпозиумах и т.д. Во время обучения магистранты учатся организовывать и проводить исследования с целью разработки и создания инновационных электронных языковых ресурсов, изучают современные компьютерные инструменты для проведения лингвистических исследований. Таким образом, магистранты данного направления с самого начала привлекаются к исследованиям лаборатории и получают практические навыки на базе НИЛ «Мультидисциплинарные исследования текста».
Студенческий научный кружок
Студенческий научный кружок «Сложность текста» объединяет в себе студентов, заинтересованных в прикладной и компьютерной лингвистике. На базе кружка проводятся круглые столы, встречи с учеными. Участники кружка занимаются научно-исследовательской деятельностью, выступают с докладами в научно-практических конференциях, публикуют научные статьи по проблемам сложности текста. Студенческий научный кружок «Сложность текста» ставит перед собой следующие задачи: повышение уровня профессиональной подготовки студентов на основе развития их аналитических и креативных способностей, формирование системного мышления, выявление талантливых и одаренных студентов, способных и желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью с последующим поступлением в магистратуру и аспирантуру, обучение и совершенствование навыков анализа текста, подготовка квалифицированных выпускников.
Партнёры лаборатории
Фотогалерея
Видеогалерея
Сотрудники
Солнышкина Марина Ивановна
главный научный сотрудник, д.н.
Научные интересы: 10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, 10.02.19 - Теория языка
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, 2, здание №33, аудитория №224
221-33-22, 221-33-09
mesoln@yandex.ru
Андреева Мария Игоревна
старший научный сотрудник, к.н
Научные интересы: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Галимова Халида Нурисламовна
старший научный сотрудник, к.н.
Научные интересы: Тестология, Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Гатиятуллина Галия Маратовна
младший научный сотрудник, б/с
Научные интересы: Сложность текстов, Корпусная лингвистика
Иванов Владимир Владимирович
ведущий научный сотрудник, к.н.
Научные интересы: Программирование
Казачкова Мария Борисовна
старший научный сотрудник, к.н.
Научные интересы: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, Корпусная лингвистика, Сложность текстов
Куприянов Роман Владимирович
старший научный сотрудник (доцент), к.н.
Научные интересы: Психология, Психолингвистика, Когнитивная лингвистика
Мартынова Екатерина Владимировна
младший научный сотрудник, б/с
Научные интересы: Сложность текстов
Медведев Владимир Борисович
ведущий научный сотрудник, д.н. (доцент)
Научные интересы: Билингвизм, семиотика, фразеология, интерпретация текста, герменевтика, лексикография
Петрова Анна Александровна
ведущий научный сотрудник, д.н. (доцент)
Научные интересы: Психолингвистика, мультимодальность, когнитивистика, просодика речи
Привалова Ирина Владимировна
ведущий научный сотрудник, д.н. (доцент)
Научные интересы: Психолингвистика
Соловьев Валерий Дмитриевич
главный научный сотрудник, д.н. (профессор)
Научные интересы: Компьютерная лингвистика, Прикладная лингвистика, Математика
Данилов Андрей Владимирович
старший научный сотрудник, к.н.
Научные интересы: Программирование
Миннебаева Айгуль Ринатовна
инженер
Мухаметшин Тимур Рафаэлевич
лаборант-исследователь в УНИД
Научные интересы: Программирование
Нуретдинова Зиля Ильдаровна
лаборант-исследователь в УНИД
Научные интересы: Программирование
Солдаткина Татьяна Альбертовна
старший научный сотрудник, к.н.
Научные интересы: Сопоставительное языкознание
Томин Илья Сергеевич
лаборант-исследователь в УНИД
Научные интересы: Программирование
Вахрушева Александра Яковлевна
лаборант-исследователь
Научные интересы: Сложность текстов
Маркобородова Наталья Сергеевна
лаборант-исследователь
Научные интересы: Программирование