Нестихающее ЭХО «Трагедии Сынов Земли» | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (993) 410-05-44

Нестихающее ЭХО «Трагедии Сынов Земли»

В ИФМК КФУ состоялась премьера спектакля театра "Мизгель" "Трагедия сынов Земли"

13-14 мая в ИФМК КФУ состоялась премьера спектакля театра «Мизгель» «Трагедия сынов Земли» (режиссер: Ильфак Хафизов). Полное тревоги за человечество слово Хади Такташа прозвучало в веке ХХI не менее актуально, чем в момент создания.

Просторный зрительный зал на время спектакля превратился в воронку-«сковородку», на которой Всевышний «поджаривал» человечество за совершенные грехи, за выбор, сделанный в пользу ревности, насилия, самости. На время спектакля зритель перенесся в мифологическое пространство коранической легенды, где главный герой Кабиль ( Газизуллин Карим, 2 курс) пытается разрешить свои мировоззренческие вопросы. Вот он пытается силой своей проникновенной молитвы раздвинуть границы тьмы, в которую погружается человечество после совершения грехопадения Адама, первым примерившего на себя одеяние Бога, возомнившего, что может определять порядок на Земле; вот он мечется не в силах помочь детям Адама, и мы становимся свидетелями, как отцовский грех самости просыпается в сыне человеческом и он заявляет громко о своем праве на счастье, дает оценку деяниям Всевышнего.

Его воспаленное сознание терзает полный ехидства голос Идеи (Абязова Айгуль, 2 курс), которая змеиной походкой проникает в душу Кабиля и закладывает первые зерна сомнения в миропорядке, установленном Всевышним. Вневременность этого образа подчеркнута через костюм. Если дети Адама предстают перед нами в туниках, то Идея в красном брючном костюме связывает нас современностью. Она материализует волшебным жестом грядущее человечества, восставшего против Всевышнего. Это будущее, ИДЕАЛ человечества из коранического прошлого – не рассказан, а показан в спектакле с помощью видеографики и носит черты ДИСКОТЕКИ, клубной культуры, получившей интенсивное развитие в конце 1970-х, ассоциирующейся с дорогими экстравагантными костюмами, распущенностью – следствием сексуальной революции, наркотиками – средством создания иллюзий. На зрителя опрокидывается результат бунта Кабиля еще до совершения его преступления.

Неспособный осмыслить грех Адама (Вахитов Айзат, 2 курс) и Хавы (Мифтахетдинова Ляйля, 2 курс), Кабиль обрушивается с упреками на Аллаха. По мере развития сюжета Кабиля меняется темпоритм: события личной воли героя начинают накатывать и нарастать как снежный ком. Руки, некогда воздетые в молитве, превращаются в кулак, несущий угрозу. Вначале герой сотрясает им не в силах справиться с ревностью, т.к. он не может поделить родительскую любовь с братьями и сестрами. Мечась как маятник по сцене – божественной адской «сковородки» и ее рукоятке, Кабиль находит виноватого и заносит свой кулак над Аллахом и его миропорядком. Он поднимает бунт против отца и матери – Адама и Хавы, чья модель жизни сыну человеческому не подходит. Так постепенно, сам того не замечая, Кабиль подчиняется ритмам «танца Идеи», которая, вручив в его руки оружие, освобождает героя-богоборца от всех обязательств перед Всевышним… Герой, некогда проявлявший заботу о человечестве, легко на глазах у зрителей переступает черту, превращающего его в первого в истории человечества убийцу, поднявшего руку на брата Хабиля (Камаев Ильнар) только за то, что тот не посмел переступить черту воли Всевышнего, склонил голову перед ним в молитве за брата с просьбой простить его грех, безропотно принял свою судьбу. Режиссер, разрабатывая эти персонажи, делает акцент на «детскости» Ильнара Камаева, мастерски передавшего взор агнца, сакральной жертвы чужой Самости.

Богоборческая сюжетная линия плавно перетекает в спектакле в лирическую — греховную любовь Кабиля к своей единоутробной сестре Аклиме (Лейсан Гиндуллина, 2 курс). В течение коротких мгновений пребывания на «сковородке» Бытия Лейсан психологически достоверно удалось передать палитру чувств своей героини: любовную страсть, толкающую на безрассудство, растерянность от новых реалий, переживание за любимого, победу рассудка, выбор – доверие божественному Предопределению. Ее женское начало распадается в спектакле на крупные жесты, которые нарушают темпоритм действия, словно широкими мазками заслоняя «шелуху» бунта Кабиля. Аклима в финале выбирается из «воронки» человеческого «я», преодолевает точечность существования, обретая простор, вверяет себя Всевышнему.

Важную роль в спектакле играет Хор, который комментирует происходящее: вначале это ЭХО внутреннего мира Кабиля, проекция его сумасшедших мыслей, затем – «голос Всевышнего», не раз в ходе действия превращается в сынов Адама. Хор создает эмоциональную волну, по-своему микшируя происходящее: решительные голоса вдруг сменяются на рваные, крик срывается в шепот, шепот молитвы выливается в змеиное шипение… Эту волну прерывают уверенные голоса Адама, осознавшего греховность своего падения; металлический нотки голоса матери Хавы, отреагировавшей на проступок сына, приказной тон Кануна…. Аллах дает о себе знать раскатами грома…

Важную роль играет световое оформление спектакля: то ослепляющего зрителя «желаниями» Кабиля, то высвечивающего кровавую суть его порывов и действий. Вслед за автором режиссер оставляет выбор за каждым, как выбраться из воронки души: возвысится ли к Всевышнему, работая над собственной душой, или избрать секунды реализации своей самости на «адской сковородке», за которой пустота — УБИЙСТВО себя и своего МИРА.

Спектакль отличается внимательным отношением к Слову поэта. Очень важно, что артисты не допускали вольности в трактовке, не гнали отсебятину и зрители испытали наслаждение от того, как емко на татарском прозвучала древняя кораническая легенда.
На премьере присутствовали гости – делегация преподавателей из Узбекистана и Каракалпакстана. Это символично. Ведь Х.Такташ начал работать над этим произведением, будучи в Бухаре, потрясенный дважды картинами резни с разрывом в год.

Зал задрапирован марлевкой, которая отсылает нас, с одной стороны, к сакральному акту рождения человечества, с другой превращается в саван –  символ погибели.

С премьерой, «Мизгель»! В последние годы вы радуете зрителей сильными постановками! Институт сохраняет традиции быть кузницей творческих кадров. Низкий поклон всем, кто внес свой вклад в создание столь интересного спектакля.

Доцент кафедры татарской литературы М.М. Хабутдинова

Фото Рамиса Назмиева // https://vk.com/fototeatr.tatarstan