Культура и искусство в современном мире в фокусе юных исследователей | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему для абитуриентов:
8 (993) 410-05-44

Культура и искусство в современном мире в фокусе юных исследователей

В Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета состоялся заключительный этап IX Всероссийской научной конференции-конкурса имени Льва Толстого.

В ИФМК КФУ был проведен заключительный этап IX Всероссийской научной конференции-конкурса имени Льва Толстого. В 2025 году по направлению «Культура и искусство в современном мире» было заявлено 45 докладов: 22 в 1 секции и 23 в 2 секции.

География 2 секции была представлена г. Мирный (Якутия), г. Сыктывкар (Республика Коми), г. Воронеж, г. Сергиев Посад, г. Казань, г. Нижнекамск, г. Набережные Челны. Экспертами во 2 секции стали доценты кафедры татаристики и культуроведения Высшей школы национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая ИФМК: кандидат искусствоведения Гульназ Акбарова и кандидаты педагогических наук Гульнара Батыршина, Елена Дыганова.

Всего было заслушано 17 докладов. В этом году юных исследователей интересовали темы, связанные с искусством балета («Балет – это софиты, аплодисменты, овации, цветы или…?»),  с влиянием музыки на здоровье человека («Разработка и реализация в общеобразовательной практике проекта “Семь нот здоровья”»; «Влияние чарующих вибрационных звуков на организм человека»; «Влияет ли музыка на здоровье?»), с инклюзивным искусством и его значением в современном мире («Инклюзивное искусство. Мы вместе»), с ролью современного искусства и применением технологий в искусстве («Трансформация современного искусства»; «Культура и искусство в современном мире»; «Влияние цифровых технологий на культуру и искусство»; «От музейных залов до поиска идентичности: как культура выживает в эпоху перезагрузки»; «Основные направления современного искусства и их влияние на общество»), с влиянием кросс-культуры на развитие мирового искусства («Влияние национальной культуры на жилища народов мира»; «Отражение культуры племён Африки в европейском обществе»), с российским кинематографом и его влиянием на  молодое поколение («Феномен успеха фильма “Пророк. История Александра Пушкина”»; «Традиционные российские ценности через призму российского кинематографа»), с изучением мифологических образов в творчестве Хаяо Миядзаки, с изучением традиций Белорусского Полесья.

По итогам конференции отмечено, что сильная сторона подготовки участников заключалась в выборе актуальных тем исследования и их связи с практикой. Молодые исследователи владеют теоретическими и эмпирическими методами, умеют обобщать полученные результаты, а также ярко, наглядно представлять свои доклады.  Выступления сопровождались качественно выполненными презентациями, собственными творческими показами и творческими работами, которые были выполнены участниками самостоятельно (африканская маска, макет деревенской избы, карта архитектурных объектов, национальный костюм, кукла, текстильные изделия с национальным орнаментом). При ответах на вопросы участники демонстрировали свободное владение материалом и навыками ведения дискуссии.

По итогам оценки письменных материалов и выступлений участников с целью совершенствования исследовательских работ члены экспертного совета обратили внимание научных руководителей и участников на ряд следующих моментов: необходимость точного соотношения цели, задач и результатов исследования, использования адекватных методов исследования, корректному формулированию гипотез исследования, использованию научных источников.

Выступая перед научными руководителями и участниками конференции Г.И. Батыршина и Е.А. Дыганова также выразили слова благодарности учителям — научным руководителям за качественную подготовку и поддержку своих воспитанников, родителям за содействие в научно-исследовательской деятельности своих детей.

 

Результаты конференции-конкурса:

1 место:

Бардин Никита Вадимович (10 класс). МБОУ «Гимназия № 28» г. Казани. Науч. рук. – Самигуллина Руфина Ильдаровна, учитель музыки и МХК.

Булышева Татьяна Владимировна (11 класс). ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми», г. Сыктывкар (Республика Коми). Науч. рук. – Томова Ирина Николаевна, преподаватель.

Галиева Саида Ленаровна (10 класс). МАОУ «Гимназия-интернат №4» Кировского района г. Казани. Науч. рук. – Гайфуллина Ляйсан Илсуровна, учитель русского языка и литературы.

Горяинова Дина Игоревна (9 класс). МБОУ «Гимназия имени Ивана Алексеевича Бунина» г. Воронежа. Науч. рук. – Бочарова Валентина Рафиковна, учитель истории и обществознания.

 

 2 место:

Шаповалова Дарья Евгеньевна (9 класс). МБОУ «Гимназия имени Ивана Алексеевича Бунина» г. Воронежа. Науч. рук. – Бочарова Валентина Рафиковна, учитель истории и обществознания.

 

3 место:

Ангархаева Анна Владимировна (11 класс). МАОУ «СОШ № 26» г. Мирный, Республика Саха (Якутия). Науч. рук. – Куделина Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания.

Забелло Богдан Анварович (8 класс). МБОУ «СОШ № 119» г. Казани. Науч. Рук. – Четверкин Алексей Валерьевич, учитель истории и обществознания.

Секерина Дарья Евгеньевна (11 класс). МБОУ «Полилингвальная гимназия № 59 «Адымнар-Чаллы» г. Набережные Челны. Науч. рук. – Юрикова Анастасия Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Трухачев Артём Александрович (10 класс).  МБОУ «Гимназия имени Ивана Алексеевича Бунина» г. Воронежа. Науч. рук. – Захарова Екатерина Валерьевна, учитель иностранного языка.

Файзрахманов Рамиль Айратович (8 класс).  МБОУ «Средняя Общеобразовательная школа №173» г. Казани. Науч. рук. – Андреева Елена Николаевна, учитель географии и истории.

 

Поздравляем исследователей-конкурсантов и их научных руководителей! Желаем участникам продолжать пробовать свои силы в конференциях, научных конкурсах и предметных олимпиадах.

Благодарим студентов ИФМК КФУ гр. 10.2-404 за помощь в работе секции.

С видео и фотоматериалами можно ознакомиться: https://t.me/music_KFU/140

https://disk.yandex.ru/d/Bslm2rcYjMbbAQ

Кафедра татаристики и культуроведения, Елена Дыганова, фото: предоставлено автором