Учителя-русисты повысили свою квалификацию | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (953) 489-94-02

Учителя-русисты повысили свою квалификацию

С 12 по 22 февраля 2024 года учителя МБОУ города Казани и ряда районов Татарстана повысили свою квалификацию на курсах Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе в условиях реализации ФГОС»

С 12 по 22 февраля 2024 года учителя МБОУ города Казани и ряда районов Татарстана повысили свою квалификацию на курсах Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе в условиях реализации ФГОС», которые действуют в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Доцентами и преподавателями  кафедры русского языка и методики его преподавания (Юсупова З.Ф., Давлатова М.М., Корнеева Т.А., Ячина Н.П., Фахрутдинова М.Т., Едиханов И.Ж, Сабирова А.И., Карасева А.И.), профессором кафедры русской литературы и методики её преподавания Галимуллиной А.Ф., доцентом  кафедры языковой и межкультурной коммуникации Свириной Л.О., доцентом кафедры общего языкознания и тюркологии Фатхулловой К.С., доцентом кафедры экономической теории и эконометрики Рамазановым А.В. был прочитан курс лекций о содержании обновленного Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, об особенностях организации работы с детьми с ОВЗ, о методологических проблемах обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС третьего поколения, об обеспечении психологической безопасности образовательных организаций, об оказании первой довлачебной помощт, о воспитательной работе в образовательной организации и цикле занятий «Разговоры о важном», а также о формировании функциональной грамотности школьников при обучении русскому языку.

На практических занятиях учителя расширили свои знания о подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м и 11-м  классах, в том числе о приёмах и формах работы с текстом при подготовке к данной обязательной форме оценки степени и уровня освоения обучающимися курса  по русскому языку.

Особый интерес учителями был проявлен актуальным проблемам языкового образования и применения инновационных образовательных технологий при обучении школьников русскому языку и подготовке  проектной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС, реализации на уроках  компетентностного подхода и формированию языковой личности школьника на уроках русского языка, а также цифровым технологиям в преподавании предмету, игровым технологиям, технологии развития активной русской речи,  индивидуальной самостоятельной работе и совместной работе в группах при обучении в сотрудничестве.

В целях изучения передового опыта и закрепления теоретических знаний по современным образовательным технологиям обучения русскому языку, полученных при освоении программы повышения квалификации, а также в целях приобретения практических навыков и умений для эффективного использования данных технологий в своей профессиональной деятельности, была осуществлена стажировка в среднюю общеобразовательную школу № 15 с углубленным изучением отдельных предметов и многопрофильный лицей № 11 г. Казани, где с учителями поделились накопленным опытом применения инновационных методов и технологий на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Заместитель директора СОШ № 15 по учебной работе С.А.Климов  осветил приоритетные направления развития школы, отметив, что интегрированные уроки, на которых обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких учебных предметов, способствуют систематизации знаний и умений, помогают углубленному изучению предметов, обеспечивают формирование у обучающихся целостной картины мира, способствуют освоению ими соответствующих компетенций.

Учителя высшей и первой квалификационной категории СОШ № 15 в своей практике эффективно обращаются к  информационным технологиях. Они поделились с  учителями-стажёрами своим опытом применения приемов формирования читательской грамотности учащихся  в рамках реализации обновленных ФГОС (А.Г.Трифонова, З.Т.Багманова),  элементов геймификации, искусственного интеллекта и взаимодействия в сети (А.Р.Гарифуллина, Р.Ф.Гимаева, З.З.Нурисламова). Учителя-стажёры  также приняли участие в мастер-классе с применением приёма  концептуализации на уроках русского языка и литературы (С.А.Климов), смогли убедиться в эффективности интегрированных уроков по русскому языку и биологии в 5 классе («В здоровом теле – здоровый дух», Т.В.Ларионова), по русскому языку и географии в 6 классе («У природы нет плохой погоды», М.Р.Фасахова, Г.Ш Шамсувалеева), по русскому языку и химии в 8 классе («Щёлочь вам не мелочь», Т.В.Есина, З.С.Гайламутдинова).

Заместитель директора по учебной работе многопрофильного лицея № 11, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РТ, почетный наставник РФ, РТ Л.Л.Курамшина отметила, что их лицей является школой открытых возможностей, которая предполагает совместную деятельность компетентного учителя и формируемого с его помощью функционально грамотного ученика через создание личностно-развивающей образовательной среды. Также Л.Л.Курамшина охарактеризовала актуальные проблемы преподавания родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 10-11 классах в современных условиях.

Учителя высшей и первой квалификационной категории многопрофильного лицея № 11 в процессе проведения уроков продемонстрировали овладение учащимися русским языком как инструментом их личностного развития. Развитию активной познавательной и речевой деятельности учащихся были посвящены следующие уроки: «Обобщение по теме «Имя числительное» (М.А. Волчкова), «Синтаксическая роль числительных» (А.А. Виноградова), «Загадка русского алфавита»     (Р.Р. Исмагилова), развитию читательской грамотности был посвящен урок  «В поисках проблемы: лингвоанализ текста в формате подготовки к ЕГЭ» ( Е.Г. Коновалова), а также мастер-класс  «Несутся искусство, любовь и история – по параболической траектории!» (М.А.Волчкова).

Воспитательная работа в соответствии с новым ФГОС основного общего образования остаётся важной составляющей учебного процесса, способствующей оптимальному развитию личности воспитанника, формированию его индивидуальности, раскрытию творческого потенциала. Поэтому учителям, повышающим свою квалификацию, была предоставлена возможность принять участие  на внеклассном мероприятии – историко-литературной викторине «Слава армии родной» (музей   СОШ № 15, Л.Ф. Сафиуллова), на котором они пришли к убеждению, что от педагога во многом зависит, какое отношение к миру сформируется у ребёнка.

Знания, полученные на лекционных и практических занятиях в ИФМК, а также во время стажировки в двух общеобразовательных учреждениях  города Казани, учителя смогли успешно применить на итоговой аттестации при защите своих проектных работ, а это значит, что цель курсов повышения квалификации, нацеленных на расширение компетенций учителей-русистов и освоение ими актуальных образовательных методик в школьном обучении русскому языку, достигнута.

 

Кафедра русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ