В Институте филологии и межкультурной коммуникации подвели итоги Северо-Восточной олимпиады школьников по родным языкам | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (993) 410-05-44

В Институте филологии и межкультурной коммуникации подвели итоги Северо-Восточной олимпиады школьников по родным языкам

2 июля в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета подвели итоги Северо-Восточной олимпиады по родным языкам

В Институте филологии и межкультурной коммуникации подвели итоги Северо-Восточной олимпиады школьников по родным языкам и заслушали презентации проектов ученых, преподавателей и студентов института в рамках задачи сохранения родного языка. 

2 июля в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета подвели итоги Северо-Восточной олимпиады по родным языкам. Вручил дипломы победителям Олимпиады заместитель Председателя Государственного Совета, председатель Комиссии при Раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в республике Татарстан, Марат Готович Ахметов. Олимпиада была проведена в третий раз для учащихся 8–11 классов при поддержке Совета Федерации РФ. В 2023/2024 учебном году олимпиада  по родному (татарскому) языку собрала около 400 учащихся, 156 из которых прошли в заключительный тур, который состоялся 2 марта этого года. Олимпиада включена в Перечень олимпиад школьников, которые могут принести льготы при поступлении в вузы.

В церемонии награждения приняли участие руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Саитгараевич  Салимгараев, генеральный директора АО «Татмедиа» Шамиль Мухаметович Садыков, депутат Государственного Совета РТ Камиль Асгатович Нугаев, директор ИФМК Радиф Рифкатович Замалетдинов, декан Высшей школы национальной культуры и образования им. Габдуллы Тукая ИФМК Рамиль Хамитович Мирзагитов.

По результатам олимпиады победителями стали 23 учащихся Республики Татарстан. Диплом I степени из рук М. Ахметова получили двое учащихся, диплом II степени – 11 человек, III степени – 10.

Для справки. Северо-Восточная олимпиада школьников по родным языкам включает 40 языков: абазинский, аварский, агульский, алтайский, башкирский, бурятский, даргинский, долганский, кабардино-черкесский, калмыцкий, карачаево-балкарский, карельский, кетский, коми, крымскотатарский, кумыкский, лакский, лезгинский, марийский, мокшанский, ненецкий, ногайский, осетинский, русский, рутульский, табасаранский, татарский, тувинский, удмуртский, украинский, хакасский, цахурский, чеченский, чувашский, чукотский, эвенкийский, эвенский, эрзянский, юкагирский, якутский.

После церемонии награждения гости, во главе с Маратом Готовичем Ахметовым, ознакомились с проектами сотрудников и студентов Института филологии и межкультурной коммуникации в области татарского языка, литературы и культуры, связанных с развитием   национальной идентичности. По сути, это был в каком-то смысле отчет о проделанной работе НОЦ стратегических исследований в области родных языков и культур за 2003-2024 учебный год в проектах, осуществляемых при поддержке Комиссии при Раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в республике Татарстан.

Студентами был представлен проект видео очерков, которые выходят в трансляции телеканала ВГТРК, о знаменитых татарских писателях, ученых и выдающихся представителях татарской интеллигенции. Далее гости  узнали о  программе поиска заимствований в тексте на татарском языке, позволяющего отслеживать оригинальность  научного текста.                                                                                                                      Портал  «ТАТАР ГАЛӘМЕ» был представлен заведующей НОЦ Денмухаметовой Эльвирой Николаевной как универсальный интернет-ресурс, целью которого является объединение в единый ресурс существующие методические и учебные материалы дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования на татарском языке, а также пополнить и обеспечить необходимой информацией и источниками непрерывное образование.

Заведующая кафедрой татаристики и культуроведения Лилия Ринатовна Мухаметзянова представила гостям акцидентные шрифты кириллических начертаний для татарского алфавита, подготовленные сотрудниками НОЦ.

Уже на раз упоминавшийся в федеральных СМИ проект относительно сложности текстов школьных учебников в сравнении с произведениями художественной литературы для восприятия школьниками представила на суд гостей профессор кафедры теории и практики преподавания иностранных языков ИФМК КФУ Марина Ивановна Солнышкина.    Проект презентовался с точки зрения использования успешного опыта и для образовательных технологий на татарском языке.

Проект создания цикла фильмов для формирования видео хрестоматии об истоках татарской литературы, её развития и вклада как в российскую, так и в мировую культуры был представлен Гайнуллиной Гульфией Расилевной доцентом кафедры татарской литературы.

Доцент кафедры татарской литературы, сташший научный сотрудник НОЦ Хабутдинова Миляуша Мухаметзяновна представила ряд изданных произведений татарских классиков, переведенных на другие языки за рубежом, в том числе книги Аяза Гилязова. Миляуша Хабутдинова  также рассказала о совместных проектах с Венгрией среди которых и создание  документального фильма по мотивам опубликованного в переводе произведения.

Далее ассистент кафедры билингвального и цифрового образования Салахутдинова Гульфия Рустемовна представила образовательный проект для дошкольников по робототехнике,  в котором могут участвовать дети уже с трехлетнего возраста. Уникальность проекта заключается в том, что образовательный процесс идет на татарском родном языке в игровой форме. Здесь преследуется двойной эффект, параллельное обучение логике программирования и развитию родного языка, культуры и истории народа у ребенка. Важно отметить, что игра не компьютерная, а на картонных и пластиковых карточках, с использованием небольших кубиков роботов, передвигающихся согласно заданиям по клеткам, что наиболее оптимально с точки зрения тактильных ощущений у ребенка для более легкого игрового восприятия контента.

В заключение Марат Готович Ахметов  поблагодарим сотрудников и студентов  ИФМК за проделанную работу, пожелал дальнейших успехов  в новых проектах.

 

 

Центр профессионального развития «Дулкын» ИФМК КФУ