Основная информация
- Заведующий: Варламова Елена Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент
- Телефон: (843) 206-52-30 (доб: 5536)
- E-mail: rgf_kpfu@mail.ru
- Адрес: г. Казань, ул. Татарстан, 2, каб. 419
- Положение
О кафедре
Кафедра романо-германской филологии готовит высококвалифицированных специалистов по английскому языку (уровень С1 и выше), испанскому, немецкому языкам (уровень В2). Наши выпускники работают корректорами и редакторами в области СМИ, двуязычными спичрайтерами в государственных учреждениях и службах, двуязычными копирайтерами в коммерческом секторе, преподавателями английского, испанского, немецкого языков; переводчиками (русский-английский/английский-русский). Они обладают глубоким знанием истории и литературы страны изучаемого языка, широкой эрудицией и культурологической подготовкой, необходимых для успешной межкультурной коммуникации.
Реализуемые образовательные программы
Бакалавриат
45.03.01 Филология. Зарубежная филология: иностранный (английский) язык и литература, переводоведение
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 4 года
Карьера: - Научный работник (лингвистические лаборатории, IT-компании); - Редактор, корректор (издательства, средства массовой информации); - Двуязычный спичрайтер/копирайтер, СММ-менеджер со знанием двух языков (государственные учреждения и службы, частные учреждения и компании); Переводчик (русский-английский/английский-русский) (государственные учреждения и службы, частные учреждения и компании); - Преподаватель английского языка (государственные и частные образовательные организации среднего, средне-профессионального и высшего образования); Пресс-секретарь (государственные учреждения и службы); Сотрудники отдела международных связей (государственные и частные учреждения и компании); Сотрудники туристических фирм, занимающихся международным туризмом и международной информационной деятельностью. Сотрудники литературных и литературно-художественных музеев.
Подробнее45.03.01 Филология. Прикладная филология: иностранный (английский) язык в международной коммуникации
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 4 года
Карьера: - Научный работник (лингвистические лаборатории, IT-компании); - Редактор, корректор (издательства, средства массовой информации) в том числе текстов на иностранных языках; - Двуязычный спичрайтер/копирайтер, контент-маркетолог со знанием двух языков (государственные учреждения и службы, частные учреждения и компании); - Переводчик (русский-английский/английский-русский) (государственные учреждения и службы, частные учреждения и компании); - Преподаватель английского языка (государственные и частные образовательные организации среднего, средне-профессионального и высшего образования РФ); - Пресс-секретарь (государственные учреждения и службы); - Сотрудники отдела международных связей (государственные и частные учреждения и компании); - Сотрудники туристических фирм, занимающихся международным туризмом и международной информационной деятельностью; Цифровой лингвист.
ПодробнееМагистратура
45.04.02 Лингвистика. Лингвистика медиапространства (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Уровень: магистратура
Форма обучения: заочная
Cрок обучения: 2 года 6 месяцев
Карьера: Переводчик (русский-английский/английский-русский), копирайтер, языковой эксперт-консультант, научный работник, преподаватель английского языка.
Подробнее44.04.01 Педагогическое образование. Мультилингвальные технологии раннего развития детей (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Уровень: магистратура
Форма обучения: заочная
Cрок обучения: 2 года 6 месяцев
Карьера: - Воспитатель, учитель, методист, педагог дополнительного образования (образовательные организации дошкольного и начального школьного образования); Сотрудник отдела образования, тьютор (образовательные организации дошкольного и начального школьного образования; иные государственные учреждения и службы); Самостоятельный бизнес в сфере образования; Научный работник (научно-образовательные и экспертно-аналитические центры).
ПодробнееПрограммы дополнительного образования и повышения квалификации
Программа профессиональной подготовки «Преподаватель английского языка и межкультурной коммуникации»
О программе: Данная программа разработана для лиц с высшим и средним специальным образованием, содержит психолого-педагогический блок дисциплин, блок специальных дисциплин с теоретическими курсами по английскому языку, а также блок дисциплин по методике преподавания иностранных языков. Дисциплины читаются как на русском, так и на английском языках.
ПодробнееОбщеразвивающая программа ДПО «Hablamos español» (Говорим по-испански)
О программе: Цель программы – развитие и формирование у слушателей навыков говорения на испанском языке, преодоление языкового барьера, овладение лексикой на базовом уровне, формирование навыков, необходимых для успешного общения на иностранном языке.
ПодробнееОбщеразвивающая программа ДПО «Dominamos español» (Владеем испанским)
О программе: Цель программы – развитие и формирование у слушателей навыков говорения на испанском языке на продвинутом и высоком уровнях, формирование навыков, необходимых для успешного решения коммуникативных ситуаций высокой сложности.
ПодробнееПрограмма повышения квалификации «Цифровые ресурсы на уроках в начальной школе»
О программе: Цель программы – формирование цифровых компетенций учителя начальных классов, развитие умения работать с основными цифровыми инструментами учителя начальных классов в предметной и во внеурочной видах деятельности.
ПодробнееПрограмма повышения квалификации «Цифровой образовательный контент на основе web ресурсов»
О программе: Цель программы – формирование цифровых компетенций учителя-предметника, развитие умения работать с основными цифровыми инструментами в предметной и во внеурочной видах деятельности.
ПодробнееПрограмма повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ) по английскому языку: содержание, оценивание, подготовка обучающихся»
О программе: Цель – осветить порядок проверки заданий разделов «Письменная речь» и «Устная речь» и на материале примеров дать рекомендации к успешной подготовке обучающихся. Проводится обзор материалов и нормативных документов, текущих изменений в контрольно-измерительных материалах, анализируются методические рекомендации разработчиков, обсуждаются критерии оценивания и тонкости проверки ответов экспертами.
ПодробнееОбщеразвивающая программа ДПО «Английский язык A1»
О программе: Программа направлена на изучение основных тем и грамматических конструкций, необходимых для базового общения на английском языке, является отправной точкой для дальнейшего изучения английского языка на более продвинутых уровнях. Она помогает студентам получить уверенность в базовом общении на английском языке и создает прочную основу для дальнейшего развития языковых навыков.
ПодробнееОбщеразвивающая программа ДПО «Немецкий язык A1»
О программе: Программа направлена на изучение основных тем и грамматических конструкций, необходимых для базового общения на немецком языке, является отправной точкой для дальнейшего изучения немецкого языка на более продвинутых уровнях. Она помогает студентам получить уверенность в базовом общении на немецком языке и создает прочную основу для дальнейшего развития языковых навыков.
ПодробнееПрограмма профессиональной переподготовки "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" с присвоением квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык)"
О программе: Данная программа готовит специалистов-переводчиков, владеющих иноязычной коммуникативной компетенцией в профессиональной сфере общения. Обучение направлено на подготовку переводчиков широкого профиля, способных осуществлять перевод не только в пределах своей основной специальности, но и в более широкой сфере профессиональной, научной и научно-технической коммуникации.
ПодробнееПрограмма профессиональной переподготовки "Медиалингвистика и массовая коммуникация"
О программе: О программе: программа направлена на подготовку специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в области массовой коммуникации в качестве редактора, корреспондента, smm-специалиста с акцентом на развитие навыков работы с различными типами медиатекста.
ПодробнееПреподаватели кафедры обладают глубокими знаниями и широким кругом профессиональных компетенций
Направления научных исследований кафедры
Педагогические исследования развития раннего би- и мультилингвизма
Научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры наплавлена на устранение существующей в педагогическом пространстве нехватки методических рекомендаций по грамотному внедрению и развитию раннего мультилингвизма, биграмотности, созданию эффективной мультилингвальной среды в дошкольных образовательных учреждениях и интеграции современных цифровых технологий в процесс развития речи детей-мультилингвов.
Языковой ландшафт России
Исследования по лингвистическому ландшафту городов давно приобрели массовый характер. Они интересны для ученых-социолингвистов, историков, культурологов, филологов, для широкой публики Ученые работают над созданием методов работы с лингвистическим ландшафтом, а также цифровых ресурсов, раскрывающих культурно-языковое разнообразие РФ, например, интерактивной карты, фиксирующей и описывающей наименования.
Фразеологические и лексикологические исследования в цифровом и традиционном дискурсах
Цифровые технологии ускорили процессы языковых изменений, что усложняет их отслеживание и регламентацию. Работы исследователей кафедры направлены на уточнение понятия дискурса, разработку типологии дискурса и выявление различий между текстами, принадлежащими к разным видам дискурса, в том числе в области фразеологии и лексикологии текстов. Наработки в области исследования цифрового дискурса позволяют улучшить учебные пособия и качество преподаваемых дисциплин.
Фотогалерея
Проекты и мероприятия кафедры
Казанский международный лингвистический саммит
В ноябре каждого года кафедра романо-германской филологии является соорганизатором Казанского международного лингвистического саммита, одного из центральных событий в мире лингвистике в РФ. Так, в 2022 году на Саммит было подано около 1600 заявок из 18 стран мира и 71 города Российской Федерации. Были представлены свыше 110 высших учебных заведений из разных уголков мира. Выступили с докладами научные редакторы авторитетных лингвистических журналов, входящих в базу данных Scopus. В рамках Саммита были проведены в гибридном формате два крупных лингвистических мероприятия: 14-16 ноября 2022 года – Международная научная конференция «Современная лингвистика: от теории к практике» («Contemporary linguistics: theory and practice»). 17-19 ноября 2022 года – Лингвометодический фестиваль «Языковые тренды и методические инновации» для учителей и преподавателей русского, родных и иностранных языков с участием руководителей системы образования, ведущих учёных-методистов, учителей-новаторов, различных учительских ассоциаций и объединений.
Студенческий кружок «Лингвистический ландшафт мультилингвальных городов»
Основная цель научного кружка – изучение языковых особенностей лингвистических ландшафтов городов Татарстана; выявление особенностей функционирования и взаимовлияния разноструктурных языков ландшафтов, русского, татарского и английского, на уровне лексики, грамматики и особенностей репрезентации языкового материала. Наименования наносятся на интерактивную карту языкового разнообразия Татарстана.
Грант Потанина по созданию магистерской программы «Мультилингвальные технологии раннего развития детей» (2015 г.)
• Составлен план, соответствующий требованиям ФГОС 3+ по направлению «Педагогическое образование», отвечающий потребностям в специалистах в области мультилингвального развития детей дошкольного возраста. • Разработаны, апробированы и внедрены программы учебных дисциплин, направленных на подготовку педагогических кадров в области мультилингвального развития детей. • Разработано и опубликовано более 5 учебно-методических пособий по методике преподавания иностранного языка детям раннего возраста, по детской литературе, цифровым технологиям в преподавании иностранного языка дошкольникам. • Создано более 10 цифровых образовательных ресурсов, сопровождающих дисциплины программы и позволяющих . • Заключены договора о сотрудничестве с мультилингвальными детскими дошкольными учреждениями г. Казани, которые стали базовыми площадками для проведения учебных и производственных практик, в частности имеется договор с сетью полилингвальных детских садов и Кембриджской международной школы «Бала-Сити» (г. Казань). Первый набор состоялся осенью 2015 г.
Грант в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016‑2020 годы, от «07» ноября 2016 г. № 09.Y71.25.0158 (2016-2017 гг.)
Создана онлайн-школа «Живые сказки» на русском языке для детей дошкольного возраста, проживающих в иноязычной среде, в том числе за пределами Российской Федерации, и нуждающихся в развитии и совершенствовании навыков устной речи и позитивной социализации в условиях межкультурной коммуникации. Собственный опыт создания и внедрения онлайн-школы дал понимание технологических процессов дизайна электронных программ, важность учета детской психологии и физиологии восприятия цифровых объектов и роли педагога в этом процессе. Подробнее.
Грант РФФИ №17-29-09128 «Модель развития русской речи и социокультурных компетенций детей 3-8 лет, проживающих в полилингвальных регионах Российской Федерации и за рубежом, посредством цифровых обучающих объектов» (2018-2021гг.)
Работа над грантовым проектом позволила выйти на качественно новый этап исследования взаимодействия цифрового ресурса, ребенка и педагога. Разработана научно обоснованная модель развития и сохранения навыков русской речи и социокультурных компетенций у детей 3-8 лет, проживающих в иноязычной языковой среде за рубежом и в полилингвальных регионах Российской Федерации, посредством современных цифровых средств передачи информации и педагогически грамотных технологий ее освоения.
Научно-образовательный центр мультилингвальных кросс-культурных исследований
Основным научным направлением деятельности НОЦ являются исследования в области би- и мультилингвизма, межкультурной коммуникации, романо-германской филологии и лингвострановедения, дистанционных технологий развития языковых компетенций. Подробнее.