Искусственный интеллект в дошкольном языковом образовании: друг или враг?
Исследователи Института филологии и межкультурной коммуникации задумались над тем, как применить ИИ сервисы в языковом развитии дошкольников
В последние годы искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью нашей жизни. Порою мы даже не задумываемся о том, что пользуемся способностями ИИ, когда 24/7 получаем поддержку от чат-ботов или выбираем в навигаторе оптимальный маршрут от точки А до Б. Интересно, что дети, как и взрослые, являются активными пользователями ИИ-технологий. Они играют в «умные» игрушки и разговаривают с голосовыми помощниками, такими как Алиса или Маруся.
Исследователи Института филологии и межкультурной коммуникации задумались над тем, как применить ИИ сервисы в языковом развитии дошкольников. Доцент, к.ф.н. Садыкова Г.В. и доцент, к.ф.н. Каюмова А.Р. реализуют грант Российского научного фонда (№24-28-01129, http://rscf.ru/project/24-28-01129/ ). Его цель – создание и внедрение научно обоснованной модели интеграции технологий искусственного интеллекта в программы билингвального развития детей 4-7 лет.
За один год работы было опрошено 132 педагога и воспитателя на предмет их взаимоотношений с технологиями ИИ, было отобрано и проанализировано более 30 сервисов ИИ и, наконец, разработано шесть сценариев применения ИИ в дошкольном языковом образовании.
Затем учёные вышли «в поля» и апробировали восемь сервисов ИИ в реальных детских садах с реальными детьми и воспитателями. В частности апробацию прошли платформа для генерации изображений и коротких видео FusionBrain, сервисы по генерации песен и мелодий SUNO AI и SongGenerator, платформа для создания электронных книг для детей Kidgeni и сервис для озвучивания аватаров Vidnoz AI.
Учёные пришли к выводу, что современные ИИ-технологии действительно могут помочь в дошкольном языковом развитии, если находятся под чутким присмотром педагогов и воспитателей, понимающих образовательный потенциал новых инструментов обучения. К преимуществам использования ИИ в дошкольном языковом образовании исследователи относят персонализированное обучение, привлекательность и гибкость ИИ сервисов, интерактивные и мультимодальные функции современных технологий. Потенциальные риски включают возможность искажения действительности при генерации изображений. Освоение интеллектуальных технологий также требует позитивного отношения к пока незнакомым инструментам, времени и технической сноровки взрослого, который выполняет роль посредника между детским и искусственным интеллектом.
Результаты первого года исследования были представлены на шести конференциях, в том числе в Японии на конференции Японской ассоциации преподавания языков JALT и в Словакии на конференции Европейской ассоциации EUROCALL.
Ученые благодарят всех, кто согласился принять участие в исследовательском проекте, и надеются, что полученные с их помощью результаты послужат отличной отправной точкой для написания настольной книги продвинутого воспитателя.
Каюмова Альбина Рамилевна
Последние новости:
Искусственный интеллект в дошкольном языковом образовании: друг или враг?
04.12.2024
“Посвят” 2024!
04.12.2024
Продолжаются очные испытания ежегодного конкурса «Студент года - 2024»
03.12.2024
Мастер - класс по музыкальному творчеству от Центра "Дулкын"
03.12.2024
Встречи с иностранными студентами-первокурсниками
03.12.2024