Искусственный интеллект в дошкольном языковом образовании: друг или враг?
Исследователи Института филологии и межкультурной коммуникации задумались над тем, как применить ИИ сервисы в языковом развитии дошкольников
В последние годы искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью нашей жизни. Порою мы даже не задумываемся о том, что пользуемся способностями ИИ, когда 24/7 получаем поддержку от чат-ботов или выбираем в навигаторе оптимальный маршрут от точки А до Б. Интересно, что дети, как и взрослые, являются активными пользователями ИИ-технологий. Они играют в «умные» игрушки и разговаривают с голосовыми помощниками, такими как Алиса или Маруся.
Исследователи Института филологии и межкультурной коммуникации задумались над тем, как применить ИИ сервисы в языковом развитии дошкольников. Доцент, к.ф.н. Садыкова Г.В. и доцент, к.ф.н. Каюмова А.Р. реализуют грант Российского научного фонда (№24-28-01129, http://rscf.ru/project/24-28-01129/ ). Его цель – создание и внедрение научно обоснованной модели интеграции технологий искусственного интеллекта в программы билингвального развития детей 4-7 лет.
За один год работы было опрошено 132 педагога и воспитателя на предмет их взаимоотношений с технологиями ИИ, было отобрано и проанализировано более 30 сервисов ИИ и, наконец, разработано шесть сценариев применения ИИ в дошкольном языковом образовании.
Затем учёные вышли «в поля» и апробировали восемь сервисов ИИ в реальных детских садах с реальными детьми и воспитателями. В частности апробацию прошли платформа для генерации изображений и коротких видео FusionBrain, сервисы по генерации песен и мелодий SUNO AI и SongGenerator, платформа для создания электронных книг для детей Kidgeni и сервис для озвучивания аватаров Vidnoz AI.
Учёные пришли к выводу, что современные ИИ-технологии действительно могут помочь в дошкольном языковом развитии, если находятся под чутким присмотром педагогов и воспитателей, понимающих образовательный потенциал новых инструментов обучения. К преимуществам использования ИИ в дошкольном языковом образовании исследователи относят персонализированное обучение, привлекательность и гибкость ИИ сервисов, интерактивные и мультимодальные функции современных технологий. Потенциальные риски включают возможность искажения действительности при генерации изображений. Освоение интеллектуальных технологий также требует позитивного отношения к пока незнакомым инструментам, времени и технической сноровки взрослого, который выполняет роль посредника между детским и искусственным интеллектом.
Результаты первого года исследования были представлены на шести конференциях, в том числе в Японии на конференции Японской ассоциации преподавания языков JALT и в Словакии на конференции Европейской ассоциации EUROCALL.
Ученые благодарят всех, кто согласился принять участие в исследовательском проекте, и надеются, что полученные с их помощью результаты послужат отличной отправной точкой для написания настольной книги продвинутого воспитателя.
Каюмова Альбина Рамилевна, Садыкова Гульнара Василевна
Последние новости:
Безнең егетләр - беренчеләр!
04.06.2025
Институтыбызда әдәбият галиме, Казан университеты мөгаллиме, классик язучы Мөхәммәт Мәһдиевне искә алу уңаеннан чара булып узды
04.06.2025
Профессора ИФМК КФУ награждены медалью имени Льва Гумилева
04.06.2025
Заседание круглого стола СНК «Полимирие»
04.06.2025
Студенты ИФМК посетили Галерею современного искусства ГМИИ РТ
04.06.2025