Итоговая научно-образовательная конференция студентов
На кафедре русского языка и методики его преподавания в этом году работало 6 секций, всего в конференции приняли участие 202 студента, из них 107 докладчиков, 95 слушателей
4 апреля 2025 г. в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета прошла Итоговая научно-образовательная конференция студентов. На кафедре русского языка и методики его преподавания в этом году работало 6 секций, всего в конференции приняли участие 202 студента, из них 107 докладчиков, 95 слушателей.
В работе секции «Актуальные вопросы обучения нормам речевой культуры» (руководители: канд. филол. наук доцент И.Ж. Едиханов, ассистент Р.Р. Каипова) участвовали 22 студента (21 докладчик, 1 слушатель). Были представлены доклады студентов и магистрантов, затрагивающие как теоретические, так и практические аспекты формирования речевой культуры.
Призовые места были распределены следующим образом:
Диплом 1 степени: Садыкова С.Е. (магистрант 2 г.о.), Устюгова Д.А. (3 курс).
Диплом 2 степени: Алишева Л.А. (5 курс), Шакирова Р.Р. (3 курс), Мухамадеева Л.В. (3 курс).
Диплом 3 степени: Таджиматова А.Ю. (5 курс ОЗО), Прохорова К.Е. (3 курс), Абдуллина А.А. (3 курс).
Диплом 4 степени: Альсултанова Р. М. (4 курс), Гилазиева Э.Е. (4 курс), Зайцев Д.С. (4 курс), Магафурова А.А. (4 курс).
Секцией «Инновационные технологии в обучении русскому языку» руководили канд. филол. наук доцент А.И.Шамсутдинова, канд. филол. наук доцент Р.Н.Каримуллина. Приняли участие 17 докладчиков, 20 слушателей.
Не одно десятилетие (а, возможно, и столетие) интересует пытливые умы, как увлечь школьников, как им помочь запомнить и не забыть, какие методические приемы эффективнее и т.п. Известно, что технологии развиваются семимильными шагами. Какие из них можно (и нужно) использовать в обучении русскому языку – этому была посвящена работа секции. Здесь звучали доклады, помогающие не заблудиться в многообразии электронных ресурсов и использовать в обучении наиболее эффективные.
Привлекало, что молодые исследователи ищут, пробуют на практике различные методы и приемы (проектное обучение, ролевые игры и пр.), создают свои комплексы, которые активно применяются на занятиях в школе.
Участники конференции убедительно доказывали и показывали, что в обучении можно использовать не только материалы уже привычного Национального корпуса русского языка, но и чат-боты, мультфильмы, придумывать новые мнемонические тексты и т.п. Выступления были живыми, докладчики смогли завладеть вниманием слушателей.
Диплом 1 степени – Алеева О.А. (4 курс), Фархуллина А.И. (3 курс).
Диплом 2 степени – Айдарова А.М. (5 курс), Иванова А.Н. (4 курс).
Диплом 3 степени – Аникина Е.А. (3 курс), Фоломкина Н.А. (4 курс).
Диплом 4 степени – Галеева Э.Р. (магистрант 1 г.о.), Родина П.С. (4 курс), Борджакова А. (4 курс).
На секцию «Художественный текст в обучении русскому языку: культурологический аспект» (руководители: д.филол. наук проф. И.В.Ерофеева, канд. филол. наук доцент Л.А.Усманова) было заявлено 19 докладов, по заявленной проблематике выступило 19 студентов и магистрантов из России, Туркменистана и Китая, также в работе секции принимали участие 28 слушателей.
По итогам были выделены лучшие доклады:
I место заслужили работы Самихиной А.Е. (4 курс) «Окказионализмы в произведениях Н. Ю. Абгарян», Султановой Э.А. (магистрант, 2 г.о.) «Синтаксические средства выражения комического в произведениях русских писателей».
II место присудили за доклады Ахмеровой А.А. (5 курс) «Лингвокультурема «книга» и особенности её изучения на уроках русского языка в 7 классе» и Камалдиновой К.В.(5 курс) «Текстообразующие функции языковых единиц (на материале рассказов В.М. Шукшина)».
III место дали Гареевой Ю.В. (4 курс) за доклад «Функционально-семантические особенности устаревшей лексики в произведениях М. Ломоносова» и Никитиной Е.Е. (4 курс) за доклад «Производные имена со значением лица в произведениях М. Цветаевой и А. Ахматовой».
IV место получили Мухаметова А.А. (4 курс) за работу «Использование краеведческого материала при изучении раздела «Лексика», Маматбуваева М.Э. (4 курс) за работу «Лингвокультурологический аспект изучения имен собственных на уроках русского языка», Егорова Д.А. (4 курс) за доклад «Работа с лингвистическим текстом на уроках русского языка в 5–6 классах».
Членами жюри было рекомендовано участникам в дальнейшем обратить внимание на личный вклад в исследуемую проблему, развивать оригинальность видения и расширять свой научный кругозор.
В работе секции «Лексикология, фразеология: методический аспект» (руководители – канд. филол. наук доцент О. А. Чупрякова, ассистент И. В. Полякова) приняли участие 17 докладчиков, 12 слушателей.
Оживленный интерес вызвали доклады, посвященные общению молодежи в социальных сетях, особенностям студенческого жаргона, делового общения, а также проблеме использования слов-паразитов в речи современного молодого человека.
Выступления произвели хорошее впечатление, отличались актуальностью предложенных научных материалов, наличием новизны, умением выступающих обобщить свои научные изыскания. Выступления докладчиков вызвали живой интерес у слушателей и сопровождались активным обсуждением, оживленным обменом мнениями.
Дипломом 1 степени награждены Дорохина В.Ю. (4 курс), Тумашева А.П. (4 курс).
Дипломом 2 степени награждены Карпухина К.П. (4 курс), Довлетова Ю.Р. (магистрант 2 г.о.).
Дипломом 3 степени награждены Нуриева Э.Н. (3 курс), Гаврилова З.Д. (3 курс).
Дипломом 4 степени награждены Нуридинова Н.Р. (2 курс), Чжу Минмин (магистрант 1 г.о.), Ачилова Г. (3 курс).
В работе секции «Актуальные вопросы обучения грамматике и словообразованию в школе» (руководители: канд. филол. наук доцент Т.А.Корнеева, ассистент А.И.Карасева) приняли участие 22 человека, из них 20 выступающих и 2 слушающих. Основное внимание докладчиков было посвящено решению дискуссионных вопросов русского языкознания и методике их изучения на уроках русского языка в средней школе. Наиболее интересными были выступления, посвящённые активным процессам в склонении именных частей речи (на материале имен нулевого склонения), греческим элементам в современном русском словообразовании, производным существительным с суффиксом -ость в русском языке, символической функции имён числительных, сложным словам в русском языке и особенностям их изучения в 5–6 классах средней школы, овладению нормами современного русского языка в процессе изучения морфологии и другие выступления. В докладах был приведён и проанализирован новый языковой материал, проиллюстрированный примерами из текстов современной литературы и журналистики, отмечены оригинальные приёмы изучения разделов школьного русского языка в условиях системно-деятельностного подхода к обучению. Слушатели, пришедшие поддержать выступающих, принимали активное участие в дискуссии, задавали вопросы, комментировали отдельные положения докладов, возражая или соглашаясь с ними. В целом работа секции прошла интересно и плодотворно. Особое внимание при оценке выступлений было уделено личному вкладу участников в разработку проблемы исследования.
Лучшими были признаны выступления следующих участников.
1 место – Лисняк Е.Д. (4 курс), Артюхина В.А. (5 курс).
2 место – Белова П.Д. (3 курс ОЗО), Латыпова А.Р. (3 курс ОЗО).
3 место – Свиркова И.А. (3 курс), Вагизова Э.А. (3 курс), Смирнова О.Ю. (4 курс).
4 место – Ильина Ю.С. (4 курс), Эсенова Э. (3 курс), Ягшымырадова Д. (3 курс).
В работе секции «Актуальные вопросы языкознания в школе» (руководители: канд. филол. наук доцент Сафонова С.С. и ассистент Фаронская С.А.) приняли участие 13 студентов 3–5 курсов, выступавших с докладами, затрагивающими актуальные проблемы и дискуссионные вопросы преподавания русского языка в средней и высшей школе. Также присутствовали 32 слушателя.
1 место разделили студенты Валиева А.Р. (3 курс) и Хакимова Р.А. (4 курс).
2 место присуждено Байдюк Н.С. (5 курс).
3 место разделили Антонова Е.Е. (5 курс) и Соколова Д.В. (4 курс).
4 место заняли Имамиева А.И. (4 курс) и Гайнутдинова К.Д. (5 курс).
Преподаватели и студенты задавали докладчикам вопросы, и отвечающие уверенно отстаивали свою точку зрения и свои научные выводы. Рассуждения были убедительными. Каждое выступление заканчивалось активной дискуссией, в которой авторы проявили эрудицию, хорошую языковую и теоретическую подготовку.
Хочется поблагодарить всех научных руководителей и студентов и пожелать им дальнейших успехов и плодотворной научной работы.
Источник информации: кафедра русского языка и методики его преподавания
Последние новости:
Чествование выпускников-активистов на расширенном заседании Студенческого совета ИФМК
29.06.2025
Выпускной китайских стажёров кафедры ТиППИЯ ИФМК
27.06.2025
Россия в фотообъективе наших студентов
27.06.2025
Студенты ИФМК КФУ стали призерами фотоконкурса "Образ России в объективе"
27.06.2025
Визит МФЦ в ИФМК с целью содействия иностранным студентам
27.06.2025