Итоговая научно-образовательная конференция студентов «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики» | ИФМК КФУ

Итоговая научно-образовательная конференция студентов «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики»

Работа секции «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики» в рамках ИНОКС-2025 получила высокую оценку со стороны жюри

Работа секции «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики» в рамках ИНОКС-2025 получила высокую оценку со стороны жюри. Эксперты единогласно отметили, что уровень студенческих исследований с каждым годом растет, а тематика докладов становится всё более междисциплинарной, отражая вызовы современности.

Конференция подтвердила высокий уровень научной активности студентов. Участники затронули ключевые темы, такие как цифровизация лингвистических исследований, когнитивные аспекты перевода, инновации в обучении языкам, а также межкультурная коммуникация в условиях глобализации. Жюри, в состав которого вошли ведущие преподаватели кафедры контрастивной лингвистики и приглашенные эксперты, отметило, что многие работы носят не только теоретический, но и прикладной характер, предлагая решения для реальных задач образования и межъязыкового взаимодействия.

Председатель жюри, доцент, к.ф.н., Вагнер Кира Рудольфовна: «В этом году нас особенно впечатлила глубина проработки тем. Многие доклады, например, о применении нейросетей в переводе или о методиках преподавания через геймификацию, сочетают научную строгость с практической значимостью. Важно, что студенты не боятся критически переосмысливать традиционные подходы. Даже те, кто не занял призовые места, показали высокую мотивацию к научному поиску».

Член жюри, доцент, к.ф.н. Насибуллова Гузель Ришатовна: «Работы магистрантов, посвященные когнитивным аспектам перевода, – это серьёзный шаг в развитии нашей дисциплины. Например, исследование о восприятии метафор в мультиязычных аудиториях открывает новые горизонты для диалога культур. А у бакалавров порадовала смелость: они берутся за актуальные, хотя и сложные темы, вроде влияния соцсетей на языковую норму. Это дает надежду, что наука не потеряет связь с реальностью». 

«Сегодня как никогда важны исследования, которые связывают традиционную филологию с современными технологиями. Радует, что студенты демонстрируют глубокое понимание этих процессов», — подчеркнула заместитель председателя жюри, доцент, к.ф.н. Фазлыева Зульфия Ханифовна.

В напряженной конкурентной борьбе места распределились следующим образом:

Первые места:

  1. Биккинеева Р.Р. (3 курс). Игра как форма взаимодействия и средство развития иноязычных умений дошкольников. Научный руководитель – доцент, канд. пед. наук А.Р. Нурутдинова.
  2. Гумерова А.Р. (4 курс). Метод дискуссии в развитии критического мышления учащихся на уроках иностранного языка. Научный руководитель – доцент, канд. пед. наук А.Р. Нурутдинова.
  3. Сабирова Э.И. (магистрант 1 г.о.). Эффективные методы совершенствования фонетических навыков английского языка учащихся общеобразовательных школ. Научный руководитель – профессор, д-р филол. наук, М.А. Кулькова.

Вторые места:

  1. Галимова Л.Р. (3 курс). Использование ментальных карт на уроках английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. пед. наук А.Р. Нурутдинова.
  2. Зинькова А.В. (магистрант, 2 г.о.). Категория вежливости в этнолингвистическом аспекте (на материале русского и английского языков). Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук К.Р. Вагнер.
  3. Ильдарханова-Балчиклы Э.Т. (магистрант 2 г.о.). Духовный код в произведении «Рикша» Лао Шэ. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.
  4. Ле Тхи Хуэ (5 курс). Проблемная дискуссия как способ развития устной речи на уроке английского языка в старших классах. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.

Третьи места:

  1. Азизова А.И. (5 курс). Способы развития критического мышления на уроке английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.
  2. Бадретдинова А.Н. (4 курс). Использование учебно-речевых ситуаций как способ развития иноязычной устной коммуникативной компетенции на уроках английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.
  3. Игошина Н.О. (4 курс). Способы формирования метапредметных умений в процессе обучения иноязычному чтению в старших классах Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.
  4. Исмаилов Э.М. Анализ аутентичных учебных материалов в контексте лингвострановедения: эффективность интеграции культурных реалий на средних этапах обучения английскому языку. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.

Четвертые места:

  1. Ларионова А.И. (3 курс). Обучение учащихся произношению на уроках английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.
  2. Сизая Э.А. (3 курс). Роль самостоятельной работы и Интернет-ресурсов в процессе формирования аудитивных навыков. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.

Особое внимание жюри привлекли работы бакалавров, которые, несмотря на меньший исследовательский опыт, предложили свежий взгляд на традиционные проблемы. Магистранты, в свою очередь, представили комплексные проекты, такие как разработка многоуровневых курсов для онлайн-обучения языкам или сопоставительный анализ переводов художественных текстов.

Общее мнение жюри:

  • Качество исследований: Методологическая грамотность, актуальность тем, умение работать с источниками.
  • Практическая ценность: Многие проекты имеют потенциал для внедрения в образовательные программы или коммерческие проекты.
  • Слабые места: Недостаток глубины в некоторых работах бакалавров, избыток теоретизации без апробации идей.

«Мы осознанно ввели четвертые места, чтобы поощрить как можно больше участников, — добавила доцент Нурутдинова Аида Рустамовна. – Наука – это марафон, а не спринт. Важно, что студенты начали этот путь, и наша задача – поддержать их интерес».

Члены жюри В.Р. Гагарина, Г.Р. Насибуллова, А.Р. Нурутдинова, А.Ф. Гарифуллин, А.Р. Нуриева, Л.Б. Мифтахова выразили уверенность, что ИНОКС-2025 стала не просто конкурсом, а площадкой для профессионального диалога.

«За время конференции мы увидели будущее лингвистики – амбициозное, технологичное, но сохраняющее уважение к фундаментальным знаниям», – резюмировала заведующая кафедрой доцент, к.фил. наук Шакирова Диляра Шамилевна. Лучшие доклады рекомендованы к публикации в сборнике студенческих работ, а их авторы получат менторскую поддержку от экспертов для дальнейшей разработки тем. ИНОКС-2025 в очередной раз продемонстрировала, что студенческая наука — это не только стартовая площадка для академической карьеры, но и источник инновационных идей. всем участникам, научным руководителям, подчеркнув, что подобные мероприятия.

 

Конференция завершилась, но диалог о будущем лингвистики, перевода и образования только начинается!

 

Подготовила: Нурутдинова Аида Рустамовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра контрастивной лингвистики