Итоговая научно-образовательная конференция студентов «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики»
Работа секции «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики» в рамках ИНОКС-2025 получила высокую оценку со стороны жюри
Работа секции «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики» в рамках ИНОКС-2025 получила высокую оценку со стороны жюри. Эксперты единогласно отметили, что уровень студенческих исследований с каждым годом растет, а тематика докладов становится всё более междисциплинарной, отражая вызовы современности.
Конференция подтвердила высокий уровень научной активности студентов. Участники затронули ключевые темы, такие как цифровизация лингвистических исследований, когнитивные аспекты перевода, инновации в обучении языкам, а также межкультурная коммуникация в условиях глобализации. Жюри, в состав которого вошли ведущие преподаватели кафедры контрастивной лингвистики и приглашенные эксперты, отметило, что многие работы носят не только теоретический, но и прикладной характер, предлагая решения для реальных задач образования и межъязыкового взаимодействия.
Председатель жюри, доцент, к.ф.н., Вагнер Кира Рудольфовна: «В этом году нас особенно впечатлила глубина проработки тем. Многие доклады, например, о применении нейросетей в переводе или о методиках преподавания через геймификацию, сочетают научную строгость с практической значимостью. Важно, что студенты не боятся критически переосмысливать традиционные подходы. Даже те, кто не занял призовые места, показали высокую мотивацию к научному поиску».
Член жюри, доцент, к.ф.н. Насибуллова Гузель Ришатовна: «Работы магистрантов, посвященные когнитивным аспектам перевода, – это серьёзный шаг в развитии нашей дисциплины. Например, исследование о восприятии метафор в мультиязычных аудиториях открывает новые горизонты для диалога культур. А у бакалавров порадовала смелость: они берутся за актуальные, хотя и сложные темы, вроде влияния соцсетей на языковую норму. Это дает надежду, что наука не потеряет связь с реальностью».
«Сегодня как никогда важны исследования, которые связывают традиционную филологию с современными технологиями. Радует, что студенты демонстрируют глубокое понимание этих процессов», — подчеркнула заместитель председателя жюри, доцент, к.ф.н. Фазлыева Зульфия Ханифовна.
В напряженной конкурентной борьбе места распределились следующим образом:
Первые места:
- Биккинеева Р.Р. (3 курс). Игра как форма взаимодействия и средство развития иноязычных умений дошкольников. Научный руководитель – доцент, канд. пед. наук А.Р. Нурутдинова.
- Гумерова А.Р. (4 курс). Метод дискуссии в развитии критического мышления учащихся на уроках иностранного языка. Научный руководитель – доцент, канд. пед. наук А.Р. Нурутдинова.
- Сабирова Э.И. (магистрант 1 г.о.). Эффективные методы совершенствования фонетических навыков английского языка учащихся общеобразовательных школ. Научный руководитель – профессор, д-р филол. наук, М.А. Кулькова.
Вторые места:
- Галимова Л.Р. (3 курс). Использование ментальных карт на уроках английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. пед. наук А.Р. Нурутдинова.
- Зинькова А.В. (магистрант, 2 г.о.). Категория вежливости в этнолингвистическом аспекте (на материале русского и английского языков). Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук К.Р. Вагнер.
- Ильдарханова-Балчиклы Э.Т. (магистрант 2 г.о.). Духовный код в произведении «Рикша» Лао Шэ. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.
- Ле Тхи Хуэ (5 курс). Проблемная дискуссия как способ развития устной речи на уроке английского языка в старших классах. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.
Третьи места:
- Азизова А.И. (5 курс). Способы развития критического мышления на уроке английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.
- Бадретдинова А.Н. (4 курс). Использование учебно-речевых ситуаций как способ развития иноязычной устной коммуникативной компетенции на уроках английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.
- Игошина Н.О. (4 курс). Способы формирования метапредметных умений в процессе обучения иноязычному чтению в старших классах Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Г.Р. Насибуллова.
- Исмаилов Э.М. Анализ аутентичных учебных материалов в контексте лингвострановедения: эффективность интеграции культурных реалий на средних этапах обучения английскому языку. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.
Четвертые места:
- Ларионова А.И. (3 курс). Обучение учащихся произношению на уроках английского языка. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.
- Сизая Э.А. (3 курс). Роль самостоятельной работы и Интернет-ресурсов в процессе формирования аудитивных навыков. Научный руководитель – доцент, канд. филол. наук Д.Ш. Шакирова.
Особое внимание жюри привлекли работы бакалавров, которые, несмотря на меньший исследовательский опыт, предложили свежий взгляд на традиционные проблемы. Магистранты, в свою очередь, представили комплексные проекты, такие как разработка многоуровневых курсов для онлайн-обучения языкам или сопоставительный анализ переводов художественных текстов.
Общее мнение жюри:
- Качество исследований: Методологическая грамотность, актуальность тем, умение работать с источниками.
- Практическая ценность: Многие проекты имеют потенциал для внедрения в образовательные программы или коммерческие проекты.
- Слабые места: Недостаток глубины в некоторых работах бакалавров, избыток теоретизации без апробации идей.
«Мы осознанно ввели четвертые места, чтобы поощрить как можно больше участников, — добавила доцент Нурутдинова Аида Рустамовна. – Наука – это марафон, а не спринт. Важно, что студенты начали этот путь, и наша задача – поддержать их интерес».
Члены жюри В.Р. Гагарина, Г.Р. Насибуллова, А.Р. Нурутдинова, А.Ф. Гарифуллин, А.Р. Нуриева, Л.Б. Мифтахова выразили уверенность, что ИНОКС-2025 стала не просто конкурсом, а площадкой для профессионального диалога.
«За время конференции мы увидели будущее лингвистики – амбициозное, технологичное, но сохраняющее уважение к фундаментальным знаниям», – резюмировала заведующая кафедрой доцент, к.фил. наук Шакирова Диляра Шамилевна. Лучшие доклады рекомендованы к публикации в сборнике студенческих работ, а их авторы получат менторскую поддержку от экспертов для дальнейшей разработки тем. ИНОКС-2025 в очередной раз продемонстрировала, что студенческая наука — это не только стартовая площадка для академической карьеры, но и источник инновационных идей. всем участникам, научным руководителям, подчеркнув, что подобные мероприятия.
Конференция завершилась, но диалог о будущем лингвистики, перевода и образования только начинается!
Подготовила: Нурутдинова Аида Рустамовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра контрастивной лингвистики
Последние новости:
Раис Татарстана открыл научно-образовательный центр "Белем" в ИФМК КФУ
13.08.2025
Ушел из жизни заслуженный профессор Казанского университета Геннадий Николаев
09.08.2025
Студентка ИФМК КФУ на Всероссийском интенсиве «Точка будущего»
08.08.2025
Встречи Радифа Замалетдинова со стобалльниками дали результат
07.08.2025
Сердца Летнего университета
05.08.2025