На лекции обсудили методические взгляды Каюма Насыри в области преподавания русского языка | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (993) 410-05-44

На лекции обсудили методические взгляды Каюма Насыри в области преподавания русского языка

200 лет со дня рождения выдающегося татарского ученого-энциклопедиста, педагога, просветителя Каюма Насыри

Сегодня, 14 февраля 2025 года, отмечается 200 лет со дня рождения выдающегося татарского ученого-энциклопедиста, педагога, просветителя Каюма Насыри. В связи с этим в ИФМК проводится декада, посвященная юбилею ученого. В рамках декады в день рождения ученого была проведена лекция, отражающая методические взгляды ученого в области преподавания русского языка.

Открывая лекцию, декан высшей школы русской филологии и культуры им. Льва Толстого Мухаметшина Резеда Фаилевна отметила, какой многогранной была научная и педагогическая деятельность Каюма Насыри, почему такое большое внимание уделяется изучению наследия ученого не только в Татарстане, в регионах России, но в других странах.

На лекции присутствовали студенты профиля «Русский язык и литература», то есть будущие учителя русского языка и литературы, а также доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Давлатова М.М. Лекцию провела доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Юсупова З.Ф.

Во время лекции было отмечено, что во многих работах Каюма Насыри мы находим практические советы по изучению русского языка татарами. В полной мере можно сказать, что Каюм Насыри стоял у истоков становления Казанской лингвометодической школы.  Ученый много раз писал о том, как важно ученику накопить словарный запас. Он сравнивает процесс накопления слов со сбором ягод: Некто с ведерком в руках отправляется в лес за ягодами. Вначале он срывает одну ягодку и кладет ее в ведро, затем другую и таким образом к вечеру он наполнит ведро». В настоящее время в методике преподавания русского языка в целом и в теории и практике обучения русскому языку разработаны и реализованы основные принципы обучения лексике. Многолетний опыт обучения русскому языку позволил Каюму Насыри с уверенностью утверждать, что необходимо опираться на родной язык обучающихся. По сути Каюм Насыри был первым, кто заложил основы сопоставительного метода при изучении русского языка. Каюм Насыри писал: «Если ты хочешь обучаться другому языку, то необходимо знать законы и правила своего языка».

В отдельных работах К. Насыри находим освещение вопросов сопоставления фактов татарского и русского языков. Например, в «Русской азбуке для первоначального чтения на русском языке» (1889), «Русская грамматика на татарском языке» (18912), которая считается первым опытом сравнительной русско-татарской грамматики. Каюм Насыри останавливался на некоторых отличительных особенностях фонетики, морфологии и синтаксиса русского и татарского языков. Продолжая мысль ученого о важности изучения не только лексики, но и грамматики, отметим,  «даже зная отдельные слова, но, не зная грамматики, нельзя научиться правильно говорить и писать по-русски».

Благодаря грамматике мы выражаем свои мысли и обмениваемся ими. Л.З. Шакирова (выдающийся лингвометодист в области преподавания русского языка) писала, что «Грамматика начинается там, где говорящий поставлен перед необходимостью построить предложение хотя бы из двух слов». Поэтому в программах и учебниках русского языка учитывается важнейший принцип – учет единства формы, содержания и функции рассматриваемых языковых явлений.

На сегодняшний день методические идеи Каюма Насыри получили воплощение на практике,   процесс обучения русскому языку слагается из обучения языковым средствам (произносительным, лексическим, грамматическим, стилистическим) и обучения речевой деятельности.

Студенты проявили большой интерес к личности ученого, его многочисленным научным трудам, педагогическим взглядам.

 

Источник информации: кафедра русского языка и методики его преподавания