Преподаватель кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ Л.И. Саттарова удостоена Премии имени Баки Урманче | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (993) 410-05-44

Преподаватель кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ Л.И. Саттарова удостоена Премии имени Баки Урманче

Авторитетная премия в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и искусствоведения присуждена Л.И. Саттаровой в номинации «Теория и история искусства, критика, искусствознание».

Премия имени Баки Урманче Министерства культуры Республики Татарстан учреждена в 1998 году в память об основоположнике татарского профессионального изобразительного искусства, живописце, скульпторе, графике, народном художнике ТАССР и РСФСР Баки Идрисовиче Урманче.

Премия присуждается профессиональным художникам, скульпторам и искусствоведам за наиболее выдающиеся произведения последних пяти лет, внесшие значительный вклад в развитие национальной культуры, отличающиеся высоким уровнем профессионального мастерства, обладающие своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью, а также исследования в области теории и истории искусств, художественной критики.

Лауреатом премии 2024–2025 года в номинации «Теория и история искусства, критика, искусствознание» стала Лилия Илевна Саттарова – искусствовед, член Союза художников Российской Федерации, специалист в области истории татарской художественной культуры и мусульманского искусства, старший преподаватель кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ. Она представила на конкурс труды: «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство», «Татарское ювелирное искусство в собрании Национального музея Республики Татарстан» и «Памятники исламской культуры в собрании Национального музея Республики Татарстан».

В книге «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство» (Казань: Татарское книжное издательство, 2023. – 119 с.) показана историческая связь уникального художественного явления – искусства татарской узорной кожи – с традицией изготовления кожаной обуви казанскими татарами и их предками – волжскими булгарами. Очерк об этапах развития знаменитого промысла по производству «азиатской обуви» проиллюстрирован образцами XVIII–XX столетий из многих музеев России и зарубежных стран (Турции, Германии, Канады и др.). Большое внимание уделено творчеству современных мастеров и профессиональных художников, особенностям преломления национального наследия, введению его в современный художественный контекст. Написанная ярким и доступным языком книга содержит более 160 иллюстраций, она дополнена описанием и схемами процесса «татарского шва». Всё это делает настоящее издание настольной книгой исследователей, историков культуры и искусства, а также необходимым пособием для студентов художественных специальностей и всех тех, кто интересуется кожаной мозаикой и хочет освоить её азы.

Книга «Татарское ювелирное искусство в собрании Национального музея Республики Татарстан. “Обладательнице сего благополучие на все времена…”. Татарские украшения с арабографичными надписями» (Казань: Татарское книжное издательство, 2023. – 183 с.) содержит очерк истории коллекции и впервые представляет широкой аудитории иллюстрированный каталог татарских украшений с арабографичными надписями. Коллекция татарского ювелирного искусства, хранящаяся в Национальном музее Республики Татарстан, является самым крупным собранием такого рода и включает всё разнообразие украшений, созданных татарскими мастерами на протяжении XVIII–XIX столетий. Мусульманская эпиграфика рассматривается как феномен татарского ювелирного искусства, свидетельством чего стали более 200 артефактов каталога – нагрудные перевязи, накосные украшения, воротниковые застёжки, футляры для миниатюрных изданий Корана и молитвенных текстов, бляхи и амулеты. Большинство предметов каталога впервые вводится в научный оборот. Наряду с каталожными данными (сведения о датировке, материалах и технике, размерах украшений, клеймах, пробах металлов и т. п.) впервые публикуется расшифровка арабских, персидских и татарских надписей на арабской графике, дан перевод надписей на русский язык. Чтение, перевод и комментирование арабографичных надписей выполнено И.А. Мустакимовым. Издание адресовано специалистам и широкому кругу читателей.

Книга «Памятники исламской культуры в собрании Национального музея Республики Татарстан» (Казань: Заман, 2023. – 256 с.) посвящена коллекциям Национального музея Республики Татарстан, отражающим различные аспекты многовековой истории ислама в Поволжье. Собрание памятников исламской культуры, в основу которого легли коллекции А.Ф. Лихачёва, Л.О. Сиклера, Музея народов Востока в Казани (1920–1921) и другие, дополнялось на протяжении всей истории музея благодаря собирательской и экспедиционной деятельности, поступлениям от коллекционеров, различных учреждений и частных лиц. Разделы альбома-каталога знакомят с материалами археологических, нумизматических, этнографических, книжных и документальных коллекций музея. Хронологический диапазон материалов охватывает более 12 столетий – с VIII по XX век. Каталог отражает географическое разнообразие представленных в этой части собрания артефактов: Средняя Азия, Кавказ, Крым, Поволжье, страны Ближнего и Среднего Востока – Иран, Сирия, Турция, Индия. Из 300 публикуемых памятников более половины впервые вводится в научный оборот. В статьях каталога даётся характеристика состава отдельных коллекций и содержится информация об истории их формирования. Издание адресовано историкам, искусствоведам, музейным специалистам.

Имена лауреатов конкурса на соискание Премии имени Баки Урманче 2024–2025 года Министерство культуры Республики Татарстан по традиции озвучило в день рождения выдающегося художника – 23 февраля 2025 года.

Батыршина Г.И., доцент кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ