Работа секции «Русский язык и методика его преподавания» в рамках V Казанского международного лингвистического саммита
Работа секции «Русский язык и методика его преподавания» в рамках V Казанского международного лингвистического саммита
30 октября 2024 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации рамках Казанского международного лингвистического саммита состоялись заседания трех подсекций направления «Русский язык и методика его преподавания» Международной научной конференции «Вызовы и тренды современной лингвистики».
На направление «Русский язык и методика его преподавания» в этом году было подано более 80 заявок. География участников довольно обширная: Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан и другие страны, разные города России – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Иркутск, Архангельск, Краснодар, Новосибирск, Тюмень и др. Подавляющее большинство участников – профессора и доценты. С каждым годом увеличивается количество учителей русского языка и литературы, а также молодых ученых – аспирантов, магистрантов. Участники выступали очно или дистанционно. Доклады, которые прозвучали во время секций, полностью соответствовали заявленному направлению, в них были отражены актуальные проблемы русистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе.
На подсекции 1 (научный модератор профессор Ерофеева И.В., технический модератор Сабирова А.И.) были заявлены 22 доклада. На секции выступили ученые из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Краснодара, Иркутска, Ростова-на-Дону, Ташкента, Казани. Были представлены доклады специалистов по русскому языку и методике его преподавания из России, Турции, Узбекистана и Ирака, что свидетельствует об интересе к изучению русского языка и поиске новых, эффективных технологий его преподавания как в России, так и во многих странах мира.
Доклады были посвящены как вопросам развития и функционирования русского языка: в частности, тенденциям развития современного русского языка (проф. Л.А. Шестак, Волгоградский государственный социально-педагогический университет), развитию экспериментальной фонетике в Казанском университете (проф. А.А. Аминова, КФУ), семантическим изменениям в русской лексике (доц. М.Ю. Варламова, КФУ), колебаниям в родовой принадлежности неизменяемых слов (Д.Р. Казанцева, Южный федеральный университет), выражению семантического субъекта в русских пословицах (А.Г. Галкина, Московский государственный педагогический университет); так и вопросам методики преподавания русского языка: организационно-содержательным аспектам его изучения в Ливанской Республике (проф. А.Ю. Устинов, Московский педагогический государственный университет), мультимедийной лингвометодике (доц. С.Н. Карамышева, Байкальский государственный университет). В работе секции приняли участие молодые ученые, аспиранты и соискатели, учителя русского языка и специалисты по учебно-методической работе. Все доклады вызвали интерес, состоялось их обсуждение, в процессе которого были намечены дальнейшие пути развития русского языкознания и методики преподавания русского языка.
На подсекции 2 (научный модератор доцент Юсупова З.Ф., технический модератор Каипова Р.Р.) было 22 доклада, в центре внимания докладчиков были проблемы совершенствования методики преподавания русского языка в школе и вузе: Левушкина Ольга Николаевна «Система формирования речевых умений арабских школьников в процессе обучения речевому этикету», Лукоянова Юлия Константиновна «Особенности обучения будущих педагогов написанию курсовой работы в рамках спецкурса», Колосова Елена Ивановна «Специфика работы с научным текстом на занятиях с иностранными студентами-лингвистами (из опыта преподавания филологических дисциплин», Хаирова Ирина Валентиновна «Формирование учебных действий самоконтроля и самооценки в процессе обучения русскому языку», Саломатина Лариса Сергеевна («Учебные словари русского языка как ресурс формирования лексикографической культуры младших школьников») и др.
На подсекции 3 (научный модератор зав. кафедрой РКИ Габдреева Н.В.) были заявлены 24 доклада, заслушаны 16 докладов из стран: Россия (Казань, Краснодар, Архангельск, Санкт-Петербург, Самара, Тюмень, Ростов-на-Дону, Новосибирск), Китай и Туркменистан. Основное внимание участников было сфокусировано на проблемах преподавания русского языка как иностранного: Ашхарава Ася Темуровна «Развитие слухо-произносительных навыков в курсе русского языка как иностранного с помощью веб-приложения «TongeyTongue»; Немыка Анна Анатольевна «Междисциплинарный подход к тексту при обучении русскому языку как иностранному»; Ельникова Светлана Игоревна «Использование искусственного интеллекта в системе обучения и оценке уровня владения РКИ»; Хайрутдинова Алсу Мансуровна «Специфика обучения новой лексике иностранным обучающимся из Китая на материале сайта Казанского (Приволжского) федерального университета» и др.
Выступления сопровождались краткими обсуждениями, участники обменивались мнениями, принимали участие в дискуссии.
Благодарим всех участников за проявленный интерес к проблематике конференции, желаем дальнейших успехов!
Источник информации: зав. кафедрой РКИ Габдреева Н.В., профессор Ерофеева И.В., доцент Юсупова З.Ф.
Последние новости:
«Әллүки» – бишек җыры
21.11.2024
Татар теле белгече бизнес алып бара аламы?
21.11.2024
Конкурс на соискание именных стипендий Мэра города Казани
21.11.2024
Школа студенческого актива ИФМК: студенческий научный кружок «Музыкальный фольклор татар и народов Поволжья»
20.11.2024
Из зала заседаний Ученого совета ИФМК КФУ
20.11.2024