Работа секции «Русский язык и методика его преподавания» в рамках V Казанского международного лингвистического саммита
Работа секции «Русский язык и методика его преподавания» в рамках V Казанского международного лингвистического саммита
30 октября 2024 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации рамках Казанского международного лингвистического саммита состоялись заседания трех подсекций направления «Русский язык и методика его преподавания» Международной научной конференции «Вызовы и тренды современной лингвистики».
На направление «Русский язык и методика его преподавания» в этом году было подано более 80 заявок. География участников довольно обширная: Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан и другие страны, разные города России – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Иркутск, Архангельск, Краснодар, Новосибирск, Тюмень и др. Подавляющее большинство участников – профессора и доценты. С каждым годом увеличивается количество учителей русского языка и литературы, а также молодых ученых – аспирантов, магистрантов. Участники выступали очно или дистанционно. Доклады, которые прозвучали во время секций, полностью соответствовали заявленному направлению, в них были отражены актуальные проблемы русистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе.
На подсекции 1 (научный модератор профессор Ерофеева И.В., технический модератор Сабирова А.И.) были заявлены 22 доклада. На секции выступили ученые из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Краснодара, Иркутска, Ростова-на-Дону, Ташкента, Казани. Были представлены доклады специалистов по русскому языку и методике его преподавания из России, Турции, Узбекистана и Ирака, что свидетельствует об интересе к изучению русского языка и поиске новых, эффективных технологий его преподавания как в России, так и во многих странах мира.
Доклады были посвящены как вопросам развития и функционирования русского языка: в частности, тенденциям развития современного русского языка (проф. Л.А. Шестак, Волгоградский государственный социально-педагогический университет), развитию экспериментальной фонетике в Казанском университете (проф. А.А. Аминова, КФУ), семантическим изменениям в русской лексике (доц. М.Ю. Варламова, КФУ), колебаниям в родовой принадлежности неизменяемых слов (Д.Р. Казанцева, Южный федеральный университет), выражению семантического субъекта в русских пословицах (А.Г. Галкина, Московский государственный педагогический университет); так и вопросам методики преподавания русского языка: организационно-содержательным аспектам его изучения в Ливанской Республике (проф. А.Ю. Устинов, Московский педагогический государственный университет), мультимедийной лингвометодике (доц. С.Н. Карамышева, Байкальский государственный университет). В работе секции приняли участие молодые ученые, аспиранты и соискатели, учителя русского языка и специалисты по учебно-методической работе. Все доклады вызвали интерес, состоялось их обсуждение, в процессе которого были намечены дальнейшие пути развития русского языкознания и методики преподавания русского языка.
На подсекции 2 (научный модератор доцент Юсупова З.Ф., технический модератор Каипова Р.Р.) было 22 доклада, в центре внимания докладчиков были проблемы совершенствования методики преподавания русского языка в школе и вузе: Левушкина Ольга Николаевна «Система формирования речевых умений арабских школьников в процессе обучения речевому этикету», Лукоянова Юлия Константиновна «Особенности обучения будущих педагогов написанию курсовой работы в рамках спецкурса», Колосова Елена Ивановна «Специфика работы с научным текстом на занятиях с иностранными студентами-лингвистами (из опыта преподавания филологических дисциплин», Хаирова Ирина Валентиновна «Формирование учебных действий самоконтроля и самооценки в процессе обучения русскому языку», Саломатина Лариса Сергеевна («Учебные словари русского языка как ресурс формирования лексикографической культуры младших школьников») и др.
На подсекции 3 (научный модератор зав. кафедрой РКИ Габдреева Н.В.) были заявлены 24 доклада, заслушаны 16 докладов из стран: Россия (Казань, Краснодар, Архангельск, Санкт-Петербург, Самара, Тюмень, Ростов-на-Дону, Новосибирск), Китай и Туркменистан. Основное внимание участников было сфокусировано на проблемах преподавания русского языка как иностранного: Ашхарава Ася Темуровна «Развитие слухо-произносительных навыков в курсе русского языка как иностранного с помощью веб-приложения «TongeyTongue»; Немыка Анна Анатольевна «Междисциплинарный подход к тексту при обучении русскому языку как иностранному»; Ельникова Светлана Игоревна «Использование искусственного интеллекта в системе обучения и оценке уровня владения РКИ»; Хайрутдинова Алсу Мансуровна «Специфика обучения новой лексике иностранным обучающимся из Китая на материале сайта Казанского (Приволжского) федерального университета» и др.
Выступления сопровождались краткими обсуждениями, участники обменивались мнениями, принимали участие в дискуссии.
Благодарим всех участников за проявленный интерес к проблематике конференции, желаем дальнейших успехов!
Источник информации: зав. кафедрой РКИ Габдреева Н.В., профессор Ерофеева И.В., доцент Юсупова З.Ф.
Последние новости:
Татар теле һәм әдәбияты укытучыларының белем күтәрү курслары үтте
22.10.2025
Профессиональный рост учителей английского языка: завершились курсы повышения квалификации
21.10.2025
В ИФМК КФУ открылись Международные Бодуэновские чтения
21.10.2025
Татарстан Республикасының урта һөнәри белем бирү уку йортларында белем алучы студентлар өчен татар теле һәм әдәбиятыннан олимпиаданың беренче этабы тәмамланды
21.10.2025
Семинар от научной лаборатории ИФМК: «Русские Google-биграммы при исследовании культурных трендов: подходы и наблюдения» (Б.В. Орехов)
20.10.2025