Секция, посвященная зарубежной литературе, определила лучших участников Конференции | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему для абитуриентов:
8 (993) 410-05-44

Секция, посвященная зарубежной литературе, определила лучших участников Конференции

6 декабря 2025 года на IX Всероссийской научной конференции-конкурсе учащихся им. Льва Толстого состоялось заседание секции «Зарубежная литература. Литературные и художественные взаимодействия»

В ходе работы секции «Зарубежная литература. Литературные и художественные взаимодействия» было заслушано 18 докладов из заявленных 23. В качестве экспертного жюри выступили к. филол. н., доценты кафедры зарубежной литературы: Зульфия Зиннатуллина, Екатерина Зуева и председатель экспертной комиссии Арина Шевченко.

Заседание прошло продуктивно и динамично. Участники были вовлечены в процесс, некоторые активно задавали вопросы – чувствовался интерес к литературоведению и выступлениям друг друга. Ученики выступали как с работами, посвященными зарубежной классике, так и современным произведениям. Были заслушаны и доклады по материалам исследований в области компаративистики, а именно – русско-зарубежных литературных связей: участники сопоставляли поэзию Сергея Есенина и Генриха Гейне; особенности освещения темы преступления и наказания Ф.М. Достоевским и Т. Драйзером. Участники открыли для членов жюри новый жанр видео, набирающий обороты в социальных сетях – бук трейлер. Было интересно увидеть визуализацию вербального контента, созданную самими участниками конференции в ходе подготовки работы. В данном случае важно отметить и ценность творческого подхода учащихся к научной деятельности: эстафету с короткими видео о книгах переняли ученики школ, подготовившие иллюстрации к анализируемым произведениям; настольную игру по мотивам книги и авторского идиолекта и т.п.

Значительное количество работ носило междисциплинарный характер. В такого рода исследованиях был представлен, например, лингвостилистический анализ текста канонической сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» – в этом году было 4 доклада на данную тему. Также 4 учащихся презентовали проекты на тему художественного воплощения ментальных расстройств и особенностей развития в образах героев литературных произведений. Это говорит как о популярности психологии среди подрастающего поколения, так и о большом количестве текстов, которые позволяют участникам реализовать свой потенциал в межпредметном поле.

Решение о присуждении мест было принято единогласно и не вызвало прений сторон. Согласно квоте жюри выделили 11 участников в качестве призеров и победителей.

Первые места присудили Эвелине Мартыновой, ученице 11 класса Сунчелеевской СОШ Аксубаевского МР РТ; Полине Русилович, ученице 8 класса СОШ №264 г. Санкт-Петербурга и Амине Фаттаховой, ученице 11 класса СОШ №171 г. Казани. Выступление Мартыновой Э. было посвящено всемирно известной экранизации романа классика британского постмодернизма Йена Макьюэна «Искупление». Актуальность и значимость темы исследования Русилович П. – бесспорна. Обращаясь к специфике изображения школьников с особенностями развития в детской литературе ХХ века, участница изложила свое мнение относительно роли инклюзивного образования в современном мире в целом. А. Фаттахова представила работу на тему воплощения образа Стамбула в романе лауреата Нобелевской премии 2006 года Орхана Памука.

Вторые места получили: ученица 9 класса СОШ № 140 Эвелина Зиннатуллина с докладом, посвященным компаративному анализу лирики С. Есенина и Ш. Гейне; ученица 10 класса СОШ №137 Динара Исхакова с выступлением о жанре антиутопии в творчестве Г. Гессе; ученица 9 класса гимназии №96 София Лямкина (тема доклада – «Судьбы героев с особенностями ментального развития»); ученица 9 класса СОШИ «Солнце» Вероника Романова с проектом, выполненным на материале романа Д. Киза «Цветы для Элджернона».

«Бронзы» удостоились: ученица 8 класса Арской СОШ Руфина Гарифуллина; ученица 11 класса Трехозерской СОШ Спасского МР РТ Дарья Савинова; ученик 11 класса татарской гимназии №17 г. Казани Султан Тазиев; ученица 11 класса СОШ № 169 г. Казани Кира Шамсутдинова. Р. Гарифуллина представила сопоставительный анализ образов героев мифов Древней Греции и саги Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере. Савинова Д. рассказала о роли каламбура в сказке «Алиса в стране чудес». С. Тазиев представил интересный доклад по научно-фантастическому роману современного китайского писателя Лю Цысиня. В ходе своего выступления К. Шамсутдинова рассказала об образах хранителей знаний в зарубежной литературе ХХ-ХХI вв.

Несмотря на общие положительные впечатления от работы секции, руководителям хотелось бы отметить, что довольно часто участники уделяют чрезмерное внимание формальной стороне выступления в виде перечисления актуальности, объекта и предмета исследования, результатов опроса/анкетирования и т.п. Это не всегда позволяет им уложиться в регламент и осветить наиболее интересные и значимые аспекты проведенной работы. Также, слайды презентаций некоторых из участников были несколько перегружены текстовой информацией, дублирующей текст доклада. К сожалению, не все участники смогли достойно ответить на заданные им вопросы, что в некоторых случаях ставило под сомнение самостоятельность проведенного исследования. Обилие выступлений со схожей тематикой, безусловно, нельзя однозначно назвать недостатком – тем не менее, в последующие годы хотелось бы видеть больше разнообразия в исследовательской деятельности участников конференции.

Руководители секции выражают искреннюю благодарность всем участникам секции, их родителям и научным руководителям! Будет приятно встретиться вновь на других мероприятиях ИФМК КФУ и, конечно, увидеть учащихся уже в качестве наших студентов!

Арина Шевченко, доцент кафедры зарубежной литературы, фото: Максим Храмцов