Студенты кафедры русского языка и методики его преподавания приняли участие в работе Итоговой конференции | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (953) 489-94-02

Студенты кафедры русского языка и методики его преподавания приняли участие в работе Итоговой конференции

В рамках ежегодной студенческой конференции на кафедре русского языка и методики его преподавания работало 5 секций

19 марта в рамках ежегодной студенческой конференции на кафедре русского языка и методики его преподавания работало 5 секций. С докладами выступили студенты 1–5 курсов и магистранты 1–2 года обучения. Среди выступающих были как российские, так и иностранные студенты. На секциях присутствовало большое количество слушателей, которые приняли активное участие в обсуждении докладов, в определении лучших докладчиков.

В работе секции Лексикология, фразеология, словообразование: методический аспект» приняли участие студенты 1-5 курсов и магистранты 1 и 2 года обучения из России, Узбекистана, Китая (всего 17 докладов). Выступления были посвящены актуальным вопросам преподавания словообразования, лексикологии, фразеологии, в ряде докладов фразеологизмы рассматривались в сопоставительном аспекте. Наиболее интересными были признаны доклады Артюхиной Валерии (4 курс) «Сложные образования с элементом добро в русском языке» и Ахметовой Гульнары (магистрант 2 года обучения) «Методические рекомендации изучения фразеологизмов с колоративной лексикой» (дипломы 1 степени). Диплом второй степени получит Бабина Елизавета (5 курс) за доклад «Нерегулярные элементы в структуре слова» и Довлетова Юлдуз (магистрант 1 года обучения) «Роль фразеологизмов в изучении русского языка». Диплом третьей степени присужден Мухаметовой Азалии (3 курс) «Методические приемы и средства изучения неологизмов на уроках русского языка», Дорохиной Веронике (3 курс) «Изучение современной заимствованной лексики в школьном курсе русского языка» и Аллабердиной Алие (3 курс) «Методика обучения словообразованию на уроках русского языка в 6-7 классах». Диплом четвертой степени получит Сунь Сюэин (магистрант 2 года обучения) за доклад «Паремии о семье в языковой картине мира (на материале русского и китайского языков)», Соседкова Ирина (3 курс), выступившая с докладом «Формирование языковой компетенции школьников при изучении устаревшей лексики в 6 классе» и Нуридинова Нурона (1 курс) «Сравнительно-сопоставительный анализ русской и таджикской фразеологии».

По итогам работы секции были отмечены широта охвата тем, глубина творческого поиска, богатство и разнообразие материала исследования

 

На секцию «Художественный текст в обучении русскому языку» было заявлено 19 докладов, из них по заявленной проблематике выступило 14 студентов и магистрантов из России и Китая. По итогам были выделены лучшие доклады:

I место заслужили работы Самихиной Ангелины (3 курс) «Лексические особенности повести Наринэ Абгарян «Молчание цвета» и Никитиной Евы (3 курс) «Изучение феминитивов в средней школе (на материале произведений А.А. Ахматовой)».

II место присуждено Гареевой Юлии (3 курс) «Функционально-семантические особенности устаревшей лексики в произведениях Г.Р. Державина» и Гилазиевой Эмилии (4 курс) «Речевой портрет И. Андроникова».

III место присуждено Байрамовой Арине (5 курс) «Словообразовательные особенности творчества Н.А. Некрасова» и Тумашевой Александре (3 курс) «Грамматические особенности произведений А.С. Пушкина».

На IV месте студенты Иванова Анна (3 курс) за работу «Знакомство школьников  с архаичными языковыми явлениями (на материале «Слова о полку Игореве»), Зайцев Данила (3 курс) за работу «Лексические особенности романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», Азмуханова Камиля (3 курс) за доклад «Работа с текстами патриотического характера».

Все доклады были выслушаны с большим вниманием, студенты и преподаватели задавали вопросы, и отвечающие уверенно отстаивали свою точку зрения и свои научные выводы.

 

Представленные на секции «Актуальные вопросы обучения грамматике в школе» доклады были посвящены вопросам морфологии и синтаксиса и методике преподавания данных разделов языкознания в средней школе. Выступили студенты 3-5 курсов и магистранты из России, Туркменистана, Китая (было заслушано 17 докладов).

Первое место заслуженно присудили Изморосиной Анастасии за доклад «Методические рекомендации по формированию языковедческой компетенции при изучении синтаксиса сложного предложения на уроках русского языка» и Мизиной Аделине «Особенности изучения наречий в школьном курсе русского языка».

На втором месте – Казакова Виктория («Методика изучения отглагольных прилагательных на уроках русского языка в 7 классе») и Лисняк Екатерина («Аналитические прилагательные в русском языке»).

Третье место было присуждено Титовой Оксане («Методика изучения осложненного предложения на уроках русского языка»), Шилинцевой Снежане («Роль творческих заданий в формировании языковых компетенций при обучении грамматике русского языка») и Чжай Яли («Лингвокультурологический потенциал изучения обращений на уроках русского языка в средней школе»).

Четвертое место у Зайнетдиновой Адэлии («Интегрированный урок при изучении грамматики на уроках русского языка в билингвальной образовательной среде»), Ильиной Юлии («История числительных сорок, девяносто, сто»),  Имамиевой Айгуль («Специфика изучения винительного и родительного падежей в многонациональной образовательной среде»).

По итогам работы секции были отмечены широта охвата тем, глубина творческого поиска, богатство и разнообразие материала исследования.

 

Отчет о работе секции «Инновационные технологии в обучении русскому языку»

 

В работе секции «Инновационные технологии в обучении русскому языку» приняли участие студенты 3-5 курсов и магистранты из России, Туркменистана, Китая. Всего было заслушано 22 доклада.

Выступления участников секции были посвящены различным аспектам обучения русскому языку: были представлены идеи по использованию современных технологий, языковых игр, социальных сетей и чат-ботов на уроках русского языка. Каждая работа содержала интересные предложения и практические рекомендации по применению в педагогической деятельности.

Работу участников секции оценили следующим образом:

1 место: Гайнутдинова Карина, тема доклада: «Традиционные подходы и современные технологии при изучении русского языка в средней школе, Меркулова Анастасия «Лингводидактические возможности использования языковой игры на уроках русского языка».

2 место: Алеева Ольга «Корпусные технологии в разработке дидактических материалов по русскому языку», Альсултанова Рената «Особенности текстового пространства YouTube-канала «Facestory».

3 место: Назиева Лия «Психолого-педагогические основания ассоциативной методики в школьной практике преподавания русского языка», Кушнир Юлия «Социальные сети как способ формирования функциональной грамотности в 9 классе», Мингазова Алия «Проектная деятельность учащихся при изучении раздела «Лексикография» (на примере тематической группы «Ткани»)».

4 место: Деушева Анна «Интерактивные методы при изучении орфографии на уроках русского языка», Фоломкина Наталья «Потенциал чат-ботов в совершенствовании устной речи школьников», Сабирова Чулпан «Работа над текстом как единицей речи на уроках русского языка».

Выступления докладчиков были иллюстрированы мультимедийными презентациями, которые поддерживали содержание их выступлений. Убедительные аргументы и логичные рассуждения привели к активным обсуждениям, в ходе которых авторы продемонстрировали свою эрудицию и глубокие знания в изучаемой области.

 

В ходе работы секции «Актуальные вопросы языкознания в школе» были заслушаны доклады, посвященные различным аспектам преподавания русского языка в школе: вопросы когнитивной лингвистики, рече-поведенческие тактики, речевой этикет. В ряде докладов рассматривалась специфика олимпиадных заданий, преподавание русского языка в условиях билингвальной образовательной среды и многие другие вопросы. Хочется отметить эрудицию авторов, их неравнодушное отношение к педагогической деятельности, заинтересованность в повышении эффективности преподавания русского языка.

Призовые места были распределены следующим образом:

1 место: Айдарова Аделя за доклад «Особенности развития речи детей в условиях билингвальной образовательной среды», Нафикова Азалия «Этимологический анализ как способ формирования языковой компетенции».

2 место: Тухфатуллина Алина «Сравнительные единицы с колоративным компонентом в русском языке: лингвометодический аспект исследования», Хакимова Рамиля «Олимпиадные задания по исторической фонетике русского языка».

3 место: Алишева Лиана за выступление на тему «Урок как лингвокультурный концепт», Ахмерова Алина «Лингвокультурный концепт книга».

4 место: Анохина Анастасия «Этапы подготовки к написанию сочинения-рассуждения», Кашникова Полина «Анализ олимпиадных заданий по русскому языку с целью организации углубленных знаний по предмету», Чжан Цинфэн «Особенности изображения невербальной коммуникации в художественном тексте».

Все присутствующие на секции задавали вопросы, активно обсуждали доклады. Это показало интерес студентов к новым возможностям в преподавании русского языка, поиску путей повышения уровня грамотности, усилению мотивации к изучению русского языка.

Хочется поблагодарить всех научных руководителей и студентов и пожелать им дальнейших успехов и плодотворной научной работы.

 

 

Источник информации: Рахимова Д.И., Лукоянова Ю.К., Едиханов И.Ж., Ерофеева И.В., Корнеева Т.А., Полякова И.В., Сабирова А.И., Сафонова С.С., Усманова Л.А., Чупрякова О.А., Шамсутдинова А.И.