Кафедра общего языкознания и тюркологии | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (993) 410-05-44

Кафедра общего языкознания и тюркологии

Основная информация

  • Заведующий: Замалетдинов Радиф Рифкатович, профессор, доктор филологических наук
  • Телефон: (843) 206-52-30 (доб: 5541)
  • E-mail: 2011kolil@mail.ru
  • Адрес: г. Казань, ул. Татарстан, 2 (уч. зд. №33), каб. 111
  • Положение

О кафедре

Коллектив кафедры, продолжая и развивая традиции и научные школы адъюнкт-профессора И.И.Хальфина, проф. М.Г.Курбангалеева, Э.М.Ахунзянова, М.З.Закиева, Ф.С.Сафиуллиной, Р.Р.Замалетдинова (общее и сопоставительно-типологическое языкознание, тюркское и татарское языкознание (синхрония и диахрония), методика преподавания татарского языка в иноязычной аудитории, переводоведение, лексикография, лингвокультурология и межкультурная коммуникация), ведет активную научно-образовательную деятельность в области общего и тюркского языкознания.

Реализуемые образовательные программы

Бакалавриат

45.03.01 Филология. Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 4 года

Карьера: Выпускники Казанского федерального университета, обучавшиеся по программе «Филология. Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика» могут работать в области филологии и журналистики в учреждениях сферы образования, культуры и управления в условиях реального многоязычия современного Татарстана.

Подробнее

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). История и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 5 лет

Карьера: Уровень подготовки и полученные компетенции бакалавра позволяют ему работать в образовательных и научно-педагогических организациях, административных структурах государственного и муниципального управления, общественных организациях.

Подробнее

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 5 лет

Карьера: Выпускники Казанского федерального университета, обучавшиеся по программе «44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Русский язык и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)» могут работать в образовательных организациях среднего общего образования РТ и РФ; образовательных организациях средне-профессионального образования РТ и РФ. Выпускники могут работать сотрудниками в культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях РТ и РФ, редакторами, корректорами в издательствах, СМИ, выполнять обязанности пресс-секретаря, референта, администратора в госучреждениях и частных компаниях, фирмах.

Подробнее

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык (в полилингвальной образовательной среде)

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 5 лет

Карьера: Выпускники Казанского федерального университета, обучавшиеся по программе «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык (в полилингвальной образовательной среде)» могут продолжить обучение в КФУ по программам магистратуры, а также продолжить обучение за рубежом. Уровень подготовки и полученные компетенции бакалавра позволяют ему работать в образовательных и научно-педагогических организациях, административных структурах государственного и муниципального управления, общественных организациях.

Подробнее

Магистратура

45.04.01 Филология. Тюркология (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Уровень: магистратура

Форма обучения: очная

Cрок обучения: 2 года

Карьера: После окончания магистранты успешно продолжают свою деятельность в высших и средних учебных заведениях, школах и других образовательных учреждениях, научно-исследовательских организациях, тюркологических центрах, переводческих учреждениях, туристских фирмах и агентствах. Выпускники магистратуры работают: - преподавателями татарского языка в России и в зарубежных странах; - преподавателями других тюркских языков в регионах РФ и зарубежных странах; сотрудниками отдела международных связей образовательных учреждений; переводчиками фирм и организаций разных форм собственности; сотрудниками редакций, издательств и других организаций; сотрудниками туристических фирм, занимающихся международным туризмом и международной информационной деятельностью.

Подробнее

Программы дополнительного образования и повышения квалификации

О программе: Программа направлена на четкое выражения профессиональную направленность. Данная программа обеспечивается использованием знаний по дисциплинам специальности, критическим подходом к общественным явлениям, отраженным в содержании оригинальных иноязычных тестов, которые труды были исследованы российскими тюркологами. На занятиях раскрывается роль экстралингвистических факторов, лингвистические закономерности текстов, особенности речевой деятельности в пределах актуальных специальных предметных полей. Повышение эффективности преподавания обеспечивается интенсификацией учебного процесса, комплексным использованием мультимедиа, активных форм и методов обучения.

Подробнее

О программе: Программа направлена на четкое выражения профессиональную направленность. Данная программа обеспечивается использованием знаний по дисциплинам специальности, критическим подходом к общественным явлениям, отраженным в содержании оригинальных иноязычных тестов, которые труды были исследованы российскими тюркологами. На занятиях раскрывается роль экстралингвистических факторов, лингвистические закономерности текстов, особенности речевой деятельности в пределах актуальных специальных предметных полей. Повышение эффективности преподавания обеспечивается интенсификацией учебного процесса, комплексным использованием мультимедиа, активных форм и методов обучения.

Подробнее

О программе: Настоящая программа предназначена для обучения без отрыва от основной работы широких слоев населения РТ, РФ и зарубежных соотечественников. Обучение следует проводить в специально оборудованных классах и лабораториях (Казанский международный лингвистический центр ИФМК КФУ). В качестве преподавателей необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов в области татарского языка, преподавателей отделения татарской филологии и культуры имени Габдуллы Тукая ИФМК КФУ, имеющих опыт интенсивного обучения. Практические занятия должны проводиться на специально оснащенной базе института с использованием современного оборудования.

Подробнее

О программе:

Программа дополнительного образования предназначена для педагогических работников, имеющих и претендующих на высшую и первую квалификационную категорию, реализующих программы основного и среднего общего образования по татарскому языку и литературе в общеобразовательных учреждениях.

Основной целью реализации программы является совершенствование методической компетентности современных учителей родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы в области создания развивающей образовательной среды по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», «Государственный (родной) язык Республики Татарстан»; повышение уровня теоретических знаний слушателей курсов; практическое овладение инновационными подходами и деятельностными приёмами организации учебного процесса; развитие навыков эффективного применения новых педагогических технологий для повышения качества и результативности обучения родному (татарскому) языку и литературе; овладение методикой подготовки учащихся к ОГЭ и ЕРЭ и олимпиадам по татарскому языку и литературе, а также к научно-практическим конференциям и конкурсам различного уровня.

Форма обучения – очно-заочное с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных ресурсов с отрывом от производства.

Подробнее

О программе: К освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки".

Подробнее

О программе: К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Объем программы: 300 ак.ч.

Подробнее

Преподаватели кафедры обладают глубокими знаниями и широким кругом профессиональных компетенций

Направления научных исследований кафедры

Лингвистические аспекты исследования идентичности тюрков и народов Поволжья

Данное направление ориентировано на комплексное исследование проблем языка и культуры татарского и других тюркоязычных народов и народов Поволжья в целом, их сохранения и развития в современных условиях. Актуальность исследуемой проблематики обусловливается вниманием современной мировой науки к междисциплинарным исследованиям.

  • М.З. Закиев. Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. – Казань, 1995, 194 с.
  • М.З. Закиев. Татары: проблемы истории и языка. Сб. статей. – Казань, 1995. – 464 с.
  • М.З. Закиев «Төрки-татар этногенезы» (Этногенез тюрко-татар). – Москва, 1998. – 624 с.

Synonyms in explanatory dictionary of Turkic languages

2019

The conceptual opposition "wealth-poverty" in heparemiological units of the Russian and Kazakh languages

2020

Cultural connotations of zoonyms in Tatar and Turkish proverbs

2020

Межъязыковая паремиологическая аналогия в родственных языках (на примере татарского и турецкого языков)

2020

Linguistic Analysis of Uzbek Virtual Communication

2023

Татарский язык в современном социокультурном пространстве

Научная деятельность кафедры объединена под научной проблематикой «Татарский язык в современном социокультурном пространстве». Она ориентирована на исследование особенностей татарского языка в современном социокультурном пространстве, выявлению механизмов его трансформации, взаимосвязи и взаимовлияния языка и общества, языка и культуры, языка и типа мышления, духовности татар. В рамках научной темы разрабатываются такие аспекты татарского языка, как функционирование и развитие подсистем татарского национального языка, функциональных разновидностей литературного языка, субъязыков разных социальных и профессиональных групп, школьный и вузовский образовательный дискурс. Основные подтемы: Татарский язык в диахронии; Татарский язык в синхронии; Методика преподавания татарского языка в школе и вузе в условиях поликультурного языкового образования.

  • М.З.Зәкиев, Ф.С. Сафиуллина. Хәзерге татар әдәби теле: югары һәм урта уку йортлары өчен дәреслек. – Тулыландырылган 2 нче басма. – Казан: Мәгариф, 2002. – 407 б.
  • Ф.С. Сафиуллина. Хәзерге татар әдәби теле. Лексикология. Югары уку йортлары студентлары өчен. Ред. М.З.Зәкиев. – Казан: Хәтер, 1999. – 288 б.
  • Ф.С. Сафиуллина Тел гыйлеменә кереш: югары уку йортларының филология факультеты студентлары өчен дәреслек. – Казан: Тарих, 2001. – 383 б.

Verbs in Tatar Advertisements

2020

Тенденции развития переводной татарской лексикографии XXI века.

2020

Словари как источники информации о татарах

2022

Difficulties of Translation of National and Cultural Realia in Imaginative Texts

2022

Speech Verbs as a Dynamic Model of the Language Picture of the Tatar World

2022

Лингвокультурологические исследования татарского языка: от теории к практике

Теоретическая и практическая лексикография

Лексика самоучителей татарского языка для русских XIX века

2002

Двуязычная лексикография татарского языка XIX века

2008

Двуязычная лексикография татарского языка XIX века

2008

Двуязычная лексикография татарского языка XIX века

2008

Татар теле сүзлекләрдә

2020

Тюркская лексикография (на материале двуязычных словарей XIXвека)

2023

Этнокультурный словарь татарского языка (1 том)

Этнокультурный словарь татарского языка (2 том)

Этнокультурный словарь татарского языка (3 том)

Этнокультурный словарь татарского языка (4 том)

Методика обучения татарскому языку как неродному

Исследуются проблемы методики преподавания татарского языка в условиях поликультурного языкового образования. Проводится методологический и содержательный анализы возможностей современных педагогических технологий для совершенствования методики обучения татарскому языку как родному с учетом последних достижений в области лингводидактики, психолингвистики, лингвокультурологии и других смежных наук.

  • Сафиуллина Ф.С.«Татарский язык: Самоучитель». – Казань: Тат. кн. из-во, 1991. – 445 с.
  • Сафиуллина Ф.С. Татарский язык: Интенсивный курс. – Казань: Хэтер, 1998. – 272 с.
  • Татар теленә өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре. – Казан: Тарих, 2001. – 432 б.
  • Юсупова А.Ш., Кириллова З.Н., Фатхуллова К.С. Татар теленә өйрәтү: үткәне һәм бүгенгесе. - Казан: Вестфалика, 2011. – 212 б.
  • Фәтхуллова К.С., Юсупова Ә. Ш., Денмөхәммәтова Э.Н. Татарча сөйләшик//Давайте говорить по-татарски. Казан: Татар. кит.нәшр., 2012.– 311 б.
  • Фәтхуллова К.С., Юсупова А.Ш., Денмөхәммәтова Э.Н. Татарча сөйләшәбез, укыйбыз, язабыз. Урта дәрәҗә. Казан: Хәтер, 2015. – 147 б.
  • Фатхуллова К.С., Денмухаметова Э.Н. Обучение татарской речи. Казань: тат. кн. изд., 2016. 87 с.

Фотогалерея

Проекты и мероприятия кафедры

Онлайн-школа обучения татарскому языку «Ана теле»

Основная цель онлай-щколы – сохранение, распространение и популяризация татарского языка. Она состоит из 9 уровней, также содержит уровневые тесты; языковые лаборатории. В ИФМК КФУ функционирует Центр методического сопровождения онлайн-школы, который занимается проведением разговорных уроков в режиме реального времени для пользователей онлайн-школы «Ана теле». Разговорные уроки в режиме реального времени – важная составляющая онлайн-школы «Ана теле», так как они позволяют пользователям участвовать в речевой коммуникации и повышают мотивацию изучения татарского языка.

Проект «Скорая лингвистическая помощь»

Проект разработан для предоставления студентами лингвистической помощи населению с помощью сайта. Представляет собой консультативную поддержку по татарскому, русскому и английскому языков через сайт проекта «Скорая лингвистическая помощь». Социально-экономическая значимость ожидаемых результатов заключается в том, что вносится определенный вклад в изучение и пропаганду татарского и русского языков. Проект даст материал для изучения особенностей функционирования языков в республике Татарстан, татарского языка в регионах РФ, в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Международная научно-практическая конференция аспирантов, студентов и учащихся «Тюркская лингвокультурология: проблемы и перспективы»

Конференция проводится с 2010 года. В эпоху глобализации исследование вопросов взаимосвязи языка, общества и культуры, лингвокультурологии, особенностей отражения национального менталитета в языке и др. становится одним их приоритетных направлений в языкознании. Цель данного мероприятия: вовлечение молодых в процесс научно-исследовательской деятельности; стимулирование интереса к вопросам тюркской лингвокультурологии; установление и укрепление связей с ведущими образовательными учреждениями; поддержка молодых дарований.

Международный научно-методический онлайн-семинар «Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой»

Международный научно-методический онлайн-семинар «Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой» проводится на базе ИФМК с 2017 года. С тех пор мероприятие проводилось ежегодно. В семинаре в разные годы участвовали педагоги и методисты из Турции, Казахстана, Польши, Германии, Азербайджана, США, Украины и из разных регионов России, занимающиеся обучением государственным, родным и иностранным языкам. Основная цель научно-методического онлайн-семинара – обмен прогрессивной практикой и совершенствование методики обучения языкам, дальнейшее укрепление сотрудничества между тюркоязычными странами и регионами Российской Федерации.

Учебно-научная лаборатория по лингвокультурологии объединяет ученых, изучающих взаимосвязь языка и культуры. Основная цель лаборатории — исследование культурных особенностей, отраженных в языке, и анализ языковых явлений через призму культурных традиций и ценностей. Лаборатория проводит научные исследования, организует семинары, конференции, публикует научные статьи и монографии. Особое внимание уделяется изучению языковых единиц, таких как слова, фразеологизмы, пословицы и поговорки, отражающие культурные особенности народа. Сотрудники лаборатории активно сотрудничают с коллегами из других стран, способствуя развитию межкультурного диалога и взаимопонимания между народами.

Научно-образовательный центр «Институт Каюма Насыри» образован решением Ученого совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский федеральный университет» от 07 февраля 2014 г. в рамках реализации мероприятий Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы.

Институт Каюма Насыри является основным структурным подразделением Института филологии и межкультурной коммуникации.

Институт Каюма Насыри осуществляет поддержку, популяризацию и развитие татарского языка и культуры в Российской Федерации, татарского и русского языков и культур в странах ближнего и дальнего зарубежья.

В рамках работы Института организуются:

  • бесплатные курсы по изучению татарского языка;
  • тестирование граждан на предмет знания татарского и русского языков;
  • научно-практические конференции;
  • информационно-методическая поддержка методистов центров Института Каюма Насыри;
  • конкурсы и культурно-просветительские мероприятия, направленные на популяризацию татарского и русского языков и культур;
  • поддержка населения по вопросам сохранения, изучения и развития языков и традиций татарского и русского народов.

Адрес нашего сайта: : http://kpfu.ru/ikn.html