Основная информация
- Заведующий: Замалетдинов Радиф Рифкатович, профессор, доктор филологических наук
- Телефон: (843) 206-52-30 (доб: 5541)
- E-mail: 2011kolil@mail.ru
- Адрес: г. Казань, ул. Татарстан, 2 (уч. зд. №33), каб. 111
- Положение
О кафедре
Коллектив кафедры, продолжая и развивая традиции и научные школы адъюнкт-профессора И.И.Хальфина, проф. М.Г.Курбангалеева, Э.М.Ахунзянова, М.З.Закиева, Ф.С.Сафиуллиной, Р.Р.Замалетдинова (общее и сопоставительно-типологическое языкознание, тюркское и татарское языкознание (синхрония и диахрония), методика преподавания татарского языка в иноязычной аудитории, переводоведение, лексикография, лингвокультурология и межкультурная коммуникация), ведет активную научно-образовательную деятельность в области общего и тюркского языкознания.
Реализуемые образовательные программы
Бакалавриат
45.03.01 Филология. Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 4 года
Карьера: Выпускники Казанского федерального университета, обучавшиеся по программе «Филология. Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика» могут работать в области филологии и журналистики в учреждениях сферы образования, культуры и управления в условиях реального многоязычия современного Татарстана.
Подробнее44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). История и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 5 лет
Карьера: Уровень подготовки и полученные компетенции бакалавра позволяют ему работать в образовательных и научно-педагогических организациях, административных структурах государственного и муниципального управления, общественных организациях.
Подробнее44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 5 лет
Карьера: Выпускники Казанского федерального университета, обучавшиеся по программе «44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Русский язык и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)» могут работать в образовательных организациях среднего общего образования РТ и РФ; образовательных организациях средне-профессионального образования РТ и РФ. Выпускники могут работать сотрудниками в культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях РТ и РФ, редакторами, корректорами в издательствах, СМИ, выполнять обязанности пресс-секретаря, референта, администратора в госучреждениях и частных компаниях, фирмах.
Подробнее44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык (в полилингвальной образовательной среде)
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 5 лет
Карьера: Выпускники Казанского федерального университета, обучавшиеся по программе «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык (в полилингвальной образовательной среде)» могут продолжить обучение в КФУ по программам магистратуры, а также продолжить обучение за рубежом. Уровень подготовки и полученные компетенции бакалавра позволяют ему работать в образовательных и научно-педагогических организациях, административных структурах государственного и муниципального управления, общественных организациях.
ПодробнееМагистратура
45.04.01 Филология. Тюркология (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Уровень: магистратура
Форма обучения: очная
Cрок обучения: 2 года
Карьера: После окончания магистранты успешно продолжают свою деятельность в высших и средних учебных заведениях, школах и других образовательных учреждениях, научно-исследовательских организациях, тюркологических центрах, переводческих учреждениях, туристских фирмах и агентствах. Выпускники магистратуры работают: - преподавателями татарского языка в России и в зарубежных странах; - преподавателями других тюркских языков в регионах РФ и зарубежных странах; сотрудниками отдела международных связей образовательных учреждений; переводчиками фирм и организаций разных форм собственности; сотрудниками редакций, издательств и других организаций; сотрудниками туристических фирм, занимающихся международным туризмом и международной информационной деятельностью.
ПодробнееПрограммы дополнительного образования и повышения квалификации
«Тюркология: язык, литература и культура тюркских народов» (Узбекистан). Объем программы:144 ч.
О программе: Программа направлена на четкое выражения профессиональную направленность. Данная программа обеспечивается использованием знаний по дисциплинам специальности, критическим подходом к общественным явлениям, отраженным в содержании оригинальных иноязычных тестов, которые труды были исследованы российскими тюркологами. На занятиях раскрывается роль экстралингвистических факторов, лингвистические закономерности текстов, особенности речевой деятельности в пределах актуальных специальных предметных полей. Повышение эффективности преподавания обеспечивается интенсификацией учебного процесса, комплексным использованием мультимедиа, активных форм и методов обучения.
Подробнее«Тюркские языки и культура в полилингвальном пространстве». Объем программы: 144 ч.
О программе: Программа направлена на четкое выражения профессиональную направленность. Данная программа обеспечивается использованием знаний по дисциплинам специальности, критическим подходом к общественным явлениям, отраженным в содержании оригинальных иноязычных тестов, которые труды были исследованы российскими тюркологами. На занятиях раскрывается роль экстралингвистических факторов, лингвистические закономерности текстов, особенности речевой деятельности в пределах актуальных специальных предметных полей. Повышение эффективности преподавания обеспечивается интенсификацией учебного процесса, комплексным использованием мультимедиа, активных форм и методов обучения.
Подробнее«Татарский язык в полиэтнической среде». Объем программы: 400 ч.
О программе: Настоящая программа предназначена для обучения без отрыва от основной работы широких слоев населения РТ, РФ и зарубежных соотечественников. Обучение следует проводить в специально оборудованных классах и лабораториях (Казанский международный лингвистический центр ИФМК КФУ). В качестве преподавателей необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов в области татарского языка, преподавателей отделения татарской филологии и культуры имени Габдуллы Тукая ИФМК КФУ, имеющих опыт интенсивного обучения. Практические занятия должны проводиться на специально оснащенной базе института с использованием современного оборудования.
Подробнее«Научно-методическая и творческая деятельность учителя родного (татарского) языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС СОО». Объем программы: 72 ч.
О программе:
Программа дополнительного образования предназначена для педагогических работников, имеющих и претендующих на высшую и первую квалификационную категорию, реализующих программы основного и среднего общего образования по татарскому языку и литературе в общеобразовательных учреждениях.
Основной целью реализации программы является совершенствование методической компетентности современных учителей родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы в области создания развивающей образовательной среды по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», «Государственный (родной) язык Республики Татарстан»; повышение уровня теоретических знаний слушателей курсов; практическое овладение инновационными подходами и деятельностными приёмами организации учебного процесса; развитие навыков эффективного применения новых педагогических технологий для повышения качества и результативности обучения родному (татарскому) языку и литературе; овладение методикой подготовки учащихся к ОГЭ и ЕРЭ и олимпиадам по татарскому языку и литературе, а также к научно-практическим конференциям и конкурсам различного уровня.
Форма обучения – очно-заочное с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных ресурсов с отрывом от производства.
Подробнее«Турецкий язык». Объем программы: 72 ч.
О программе: К освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки".
ПодробнееПрограмма профессиональной переподготовки «Преподавание турецкого языка в образовательных организациях»
О программе: К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Объем программы: 300 ак.ч.
ПодробнееПреподаватели кафедры обладают глубокими знаниями и широким кругом профессиональных компетенций
Направления научных исследований кафедры
Лингвистические аспекты исследования идентичности тюрков и народов Поволжья
Данное направление ориентировано на комплексное исследование проблем языка и культуры татарского и других тюркоязычных народов и народов Поволжья в целом, их сохранения и развития в современных условиях. Актуальность исследуемой проблематики обусловливается вниманием современной мировой науки к междисциплинарным исследованиям.
- М.З. Закиев. Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. – Казань, 1995, 194 с.
- М.З. Закиев. Татары: проблемы истории и языка. Сб. статей. – Казань, 1995. – 464 с.
- М.З. Закиев «Төрки-татар этногенезы» (Этногенез тюрко-татар). – Москва, 1998. – 624 с.
Татарский язык в современном социокультурном пространстве
Научная деятельность кафедры объединена под научной проблематикой «Татарский язык в современном социокультурном пространстве». Она ориентирована на исследование особенностей татарского языка в современном социокультурном пространстве, выявлению механизмов его трансформации, взаимосвязи и взаимовлияния языка и общества, языка и культуры, языка и типа мышления, духовности татар. В рамках научной темы разрабатываются такие аспекты татарского языка, как функционирование и развитие подсистем татарского национального языка, функциональных разновидностей литературного языка, субъязыков разных социальных и профессиональных групп, школьный и вузовский образовательный дискурс. Основные подтемы: Татарский язык в диахронии; Татарский язык в синхронии; Методика преподавания татарского языка в школе и вузе в условиях поликультурного языкового образования.
- М.З.Зәкиев, Ф.С. Сафиуллина. Хәзерге татар әдәби теле: югары һәм урта уку йортлары өчен дәреслек. – Тулыландырылган 2 нче басма. – Казан: Мәгариф, 2002. – 407 б.
- Ф.С. Сафиуллина. Хәзерге татар әдәби теле. Лексикология. Югары уку йортлары студентлары өчен. Ред. М.З.Зәкиев. – Казан: Хәтер, 1999. – 288 б.
- Ф.С. Сафиуллина Тел гыйлеменә кереш: югары уку йортларының филология факультеты студентлары өчен дәреслек. – Казан: Тарих, 2001. – 383 б.
Лингвокультурологические исследования татарского языка: от теории к практике
Теоретическая и практическая лексикография
Методика обучения татарскому языку как неродному
Исследуются проблемы методики преподавания татарского языка в условиях поликультурного языкового образования. Проводится методологический и содержательный анализы возможностей современных педагогических технологий для совершенствования методики обучения татарскому языку как родному с учетом последних достижений в области лингводидактики, психолингвистики, лингвокультурологии и других смежных наук.
- Сафиуллина Ф.С.«Татарский язык: Самоучитель». – Казань: Тат. кн. из-во, 1991. – 445 с.
- Сафиуллина Ф.С. Татарский язык: Интенсивный курс. – Казань: Хэтер, 1998. – 272 с.
- Татар теленә өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре. – Казан: Тарих, 2001. – 432 б.
- Юсупова А.Ш., Кириллова З.Н., Фатхуллова К.С. Татар теленә өйрәтү: үткәне һәм бүгенгесе. - Казан: Вестфалика, 2011. – 212 б.
- Фәтхуллова К.С., Юсупова Ә. Ш., Денмөхәммәтова Э.Н. Татарча сөйләшик//Давайте говорить по-татарски. Казан: Татар. кит.нәшр., 2012.– 311 б.
- Фәтхуллова К.С., Юсупова А.Ш., Денмөхәммәтова Э.Н. Татарча сөйләшәбез, укыйбыз, язабыз. Урта дәрәҗә. Казан: Хәтер, 2015. – 147 б.
- Фатхуллова К.С., Денмухаметова Э.Н. Обучение татарской речи. Казань: тат. кн. изд., 2016. 87 с.
Фотогалерея
Проекты и мероприятия кафедры
Онлайн-школа обучения татарскому языку «Ана теле»
Основная цель онлай-щколы – сохранение, распространение и популяризация татарского языка. Она состоит из 9 уровней, также содержит уровневые тесты; языковые лаборатории. В ИФМК КФУ функционирует Центр методического сопровождения онлайн-школы, который занимается проведением разговорных уроков в режиме реального времени для пользователей онлайн-школы «Ана теле». Разговорные уроки в режиме реального времени – важная составляющая онлайн-школы «Ана теле», так как они позволяют пользователям участвовать в речевой коммуникации и повышают мотивацию изучения татарского языка.
Проект «Скорая лингвистическая помощь»
Проект разработан для предоставления студентами лингвистической помощи населению с помощью сайта. Представляет собой консультативную поддержку по татарскому, русскому и английскому языков через сайт проекта «Скорая лингвистическая помощь». Социально-экономическая значимость ожидаемых результатов заключается в том, что вносится определенный вклад в изучение и пропаганду татарского и русского языков. Проект даст материал для изучения особенностей функционирования языков в республике Татарстан, татарского языка в регионах РФ, в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Международная научно-практическая конференция аспирантов, студентов и учащихся «Тюркская лингвокультурология: проблемы и перспективы»
Конференция проводится с 2010 года. В эпоху глобализации исследование вопросов взаимосвязи языка, общества и культуры, лингвокультурологии, особенностей отражения национального менталитета в языке и др. становится одним их приоритетных направлений в языкознании. Цель данного мероприятия: вовлечение молодых в процесс научно-исследовательской деятельности; стимулирование интереса к вопросам тюркской лингвокультурологии; установление и укрепление связей с ведущими образовательными учреждениями; поддержка молодых дарований.
Международный научно-методический онлайн-семинар «Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой»
Международный научно-методический онлайн-семинар «Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой» проводится на базе ИФМК с 2017 года. С тех пор мероприятие проводилось ежегодно. В семинаре в разные годы участвовали педагоги и методисты из Турции, Казахстана, Польши, Германии, Азербайджана, США, Украины и из разных регионов России, занимающиеся обучением государственным, родным и иностранным языкам. Основная цель научно-методического онлайн-семинара – обмен прогрессивной практикой и совершенствование методики обучения языкам, дальнейшее укрепление сотрудничества между тюркоязычными странами и регионами Российской Федерации.
Учебно-научная лаборатория по лингвокультурологии объединяет ученых, изучающих взаимосвязь языка и культуры. Основная цель лаборатории — исследование культурных особенностей, отраженных в языке, и анализ языковых явлений через призму культурных традиций и ценностей. Лаборатория проводит научные исследования, организует семинары, конференции, публикует научные статьи и монографии. Особое внимание уделяется изучению языковых единиц, таких как слова, фразеологизмы, пословицы и поговорки, отражающие культурные особенности народа. Сотрудники лаборатории активно сотрудничают с коллегами из других стран, способствуя развитию межкультурного диалога и взаимопонимания между народами.
Научно-образовательный центр «Институт Каюма Насыри» образован решением Ученого совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский федеральный университет» от 07 февраля 2014 г. в рамках реализации мероприятий Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы.
Институт Каюма Насыри является основным структурным подразделением Института филологии и межкультурной коммуникации.
Институт Каюма Насыри осуществляет поддержку, популяризацию и развитие татарского языка и культуры в Российской Федерации, татарского и русского языков и культур в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках работы Института организуются:
- бесплатные курсы по изучению татарского языка;
- тестирование граждан на предмет знания татарского и русского языков;
- научно-практические конференции;
- информационно-методическая поддержка методистов центров Института Каюма Насыри;
- конкурсы и культурно-просветительские мероприятия, направленные на популяризацию татарского и русского языков и культур;
- поддержка населения по вопросам сохранения, изучения и развития языков и традиций татарского и русского народов.
Адрес нашего сайта: : http://kpfu.ru/ikn.html